Сегодня, после Кемеровской трагедии, катастроф типа крушения теплохода «Булгария», многочисленных пожаров частных пансионатов для престарелых и пр., уже, пожалуй, никто не сомневается в необходимости государственного регулирования и контролирования предпринимательской деятельности. Еще Адам Смит писал:
«…такое употребление естественной свободы немногих индивидуумов, которое может подвергать опасности благополучие всего общества, нужно и должно ограничивать законами всех правительств – не только самых деспотичных, но и самых свободных».
Основные определения
Применение государством определенной совокупности методов, способов или механизмов, чтобы стимулировать предпринимателей на решение задач, актуальных для экономики страны, называется государственным регулированием предпринимательской деятельности.
Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Сущность государственного регулирования
Сущность государственного регулирования деятельности предпринимателей обусловлена необходимостью формирования подходящих экономических условий, обеспечивающих становление и функционирование цивилизованного рынка. Для этого государственные структуры устанавливают единые правила, помогающие упорядочить взаимоотношения действующих хозяйствующих субъектов. Вводятся, например, процедуры регистрации, сертификации производимой продукции, лицензирования деятельности, формы отчетности всех видов, налоговое администрирование и др.
Чтобы повысить эффективность принимаемых регуляторных решений, государству необходимо четкое осознание реально существующего состояния национальной экономики и определение путей ее развития, которое базируется на объективной оценке стратегических перспектив научного развития.
Верховенство закона в государственном регулировании
В осуществлении данного процесса государство может применять только такие формы государственного регулирования предпринимательской деятельности, механизмы и инструменты, которые не нарушают норм законодательства РФ. Это является ключевым моментом. При таком правовом сопровождении возникает соответствующий режим правового государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Основные методы правового регулирования
Различаются следующие методы правового регулирования:
- Диспозитивный метод (метод рекомендаций), предусматривающий самостоятельное регулирование предпринимателями правовых взаимоотношений и соответствующих наиболее релевантных вариантов поведения.
- Императивный метод (метод обязательных предписаний), который выдвигает предпринимателю обязательные нормативные предписания.
- Метод согласования (метод автономных решений), позволяющий выбирать модель своих правовых взаимоотношений по согласию сторон.
13 главных направлений регулирования бизнеса
В экономической литературе выделяются следующие направления, в которых целесообразно осуществлять государственное регулирование предпринимательской деятельности, базирующееся на правовом обеспечении:
- Гарантирование права частной собственности: защита конфиденциальных сведений и интеллектуальной собственности (патенты, авторские права, промышленные образцы, торговые марки); защита от рейдерства; страхование недвижимости, землепользования).
- Предоставление юридического статуса субъектам предпринимательства (регистрация, лицензирование, разрешение на торговлю).
- Защита контрактов и правовая регламентация договорных взаимоотношений хозяйствующих субъектов (контрактное право, формы документов, заверяющих право собственности и т. д.).
- Государственный контроль и арбитраж. Обеспечение безопасности деятельности предпринимателей (терроризм, пожарная и информационная безопасность и др.).
- Охрана окружающей среды (техногенные выбросы, свалки, незаконная вырубка леса, лесные пожары, браконьерство).
- Защита конкуренции (антимонопольное законодательство).
- Регулирование трудовых отношений, развитие социального партнерства (обеспечение охраны труда, мониторинг здоровья работников).
- Защита прав потребителя (регламентирование качества продукции, запрет недоброкачественной рекламы и навязывания некачественных услуг).
- Государственная поддержка специальных, приоритетных для страны видов предпринимательской деятельности (стартапы, технологическое предпринимательство, социально ориентированный бизнес и пр.).
- Регламентирование внешнеторговой деятельности (нетарифное регулирование, таможенно-тарифное регулирование).
- Финансовое регулирование (обеспечение доступности инвестиционных ресурсов для субъектов малого бизнеса, валютное регулирование, ставки рефинансирования, банкротство).
- Налоговое регулирование.
Классификация видов государственного регулирования
Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности обычно классифицируют в соответствии со следующими категориями:
- территориальная распространенность регулирующих действий: макроуровень, мезоуровень и микроуровень;
- характер влияния на поведение бизнес-структур: прямые и косвенные процедуры регулирования;
- тип взаимоотношений государственных и бизнес-структур: субординация и координация;
- отраслевая направленность: регуляторные процедуры, используемые для сельского хозяйства, научной сферы и других видов деятельности.
Прямое регулирование – это предъявление предпринимателям императивных требований, предусмотренных законами. К примеру, обязательное ведение бухгалтерской отчетности, лицензирование, регистрация предпринимателей или какие-то решения исполнительных органов, касающиеся конкретных предпринимателей. Суть косвенного регулирования – это осуществление государственного воздействия путем учета предпринимательских интересов, а конкретнее, когда государство для выполнения своих предписаний вместо санкций использует разные экономические стимулы: субсидии, налоговые преференции, приоритетное получение государственных заказов, гарантий и многое другое. Общая классификация приведена ниже.
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности не могут быть заданными раз и навсегда. Они изменяются под влиянием множества внешних и внутренних факторов и в контексте конкретных условий развития страны.
Зарегулированная Америка (Over-regulated America)
Как вы думаете, о какой стране идет речь в приведенном ниже высказывании?
«Мы стали страной, которой управляют бюрократы. Да, в обществе всегда должны быть правила, но мы дошли до того, что существует так много миллионов правил, что в эту игру стало невозможно играть».
На первый взгляд кажется, что это про нас. Но вы ошибаетесь, это об Америке. В своей статье «12 смешных правительственных постановлений, которые слишком причудливы, чтобы им верить» (12 Ridiculous Government Regulations That Are Almost Too Bizarre To Believe) американский экономист Michael Snyder осуждает американскую бюрократию за неэффективное регулирование. И такое мнение разделяют многие его соотечественники, критикуя правительство за чрезмерное регулирование (over-regulating) бизнеса. Так что не только наши предприниматели жалуются на действия чиновников, препятствующих ведению их бизнеса.
Об эффективности регулирования бизнеса
Государственное регулирование может быть как положительным для экономики и общества в целом, например способствовать развитию конкуренции, защищать потребителей от опасной продукции и т. д., так и отрицательным – увеличивать издержки предпринимательской деятельности, препятствовать инвестированию, способствовать росту теневой экономики и пр.
Неэффективное государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности может быть огромным препятствием для его развития. Именно поэтому на правительственных структурах при принятии новых нормативных актов лежит большая ответственность за негативные последствия своих постановлений.
По своей природе регулирование – это балансирование между достижением социальных и экономических издержек и выгод. Среди ученых и экономистов-практиков, стоящих на конкурирующих экономических и идеологических позициях, существует ожесточенная дискуссия, как достичь оптимального соотношения между ними. Но все признают, что эффективное государственное регулирование должно не «кошмарить» бизнес, а стимулировать появление новых предпринимателей.