Финансовое планирование – это управленческий процесс создания, распределения и использования денежных ресурсов субъекта хозяйствования. Данный процесс является структурным элементом всего процесса планирования, создаваемого менеджерами предприятия.
В условиях современного хозяйствования, когда полностью должны реализовываться принципы самостоятельности организаций и ответственности за результаты собственной деятельности, финансовое планирование приобретает особую актуальность. Без него невозможно добиться значительных успехов на рынке, расширить производственно-хозяйственную деятельность и социологическое развитие коллектива.
Финансовое планирование находится в тесной взаимосвязи с планированием производственной деятельности компании. Ведь основные показатели основываются на величине объема производства, себестоимости и ассортименте продукции. Данный процесс способствует определению внутренних резервов на предприятии и соблюдению экономного режима. Получение запланированного размера прибыли возможно при условии соблюдения спрогнозированных трудовых затрат и материальных расходов. Четкое планирование позволяет избежать сверхзапасов материальных ресурсов, необходимости внеплановых денежных вложений и непроизводственных расходов. Также благодаря планированию создаются благоприятные условия для эффективного применения производственных мощностей и, соответственно, улучшения качества продукции.
Итак, финансовое планирование представлено процессом формирования системы мероприятий, направленных на обеспечение развития организации некоторыми денежными ресурсами. Указанный процесс отвечает за эффективность деятельности в последующих периодах.
Исходя из исследований в данной экономической сфере, специалистами выделены такие виды финансового планирования: прогнозирование, текущее и оперативное планирование. Все три вида в обязательном порядке встречаются в деятельности организации.
Финансовое планирование осуществляется в четко определенной последовательности. Так, первоначальным этапом является прогнозирование, определяющее задачи текущего планирования деятельности компании, которое, в свою очередь, создает базу для углубленного и детализированного оперативного прогнозирования его деятельности.
Уровень детализации показателей каждого вида финансового плана должен быть определен организацией самостоятельно с учетом специфики его функционирования.
Также различают долгосрочное и краткосрочное планирование. В долгосрочном учитывается принятие решений, связанных с приобретением основного капитала, определением ассортимента продукции, выпускаемой предприятием, и кадровой политикой.
Однако распространенным вариантом на любом предприятии является финансовое планирование на краткосрочный период, обычно распространяющееся на один год. Годовой бюджет, в свою очередь, подразделяется на квартальные и месячные планы.