Если говорить о том, как формируется миграционная политика России, то нужно учитывать ряд важных обстоятельств, которые напрямую связаны с процессом передвижения больших масс людей. В их числе есть беженцы, вынужденные переселенцы и трудовые мигранты. О том, как управлять процессами передвижения этих потоков, рассуждают очень многие люди. Начиная с крупных политиков и заканчивая обывателями, которые наблюдают за жизнью из окна своей квартиры, все стараются найти рецепт или принцип создания эффективного механизма управления. Актуальность этой проблемы очевидна практически каждому дееспособному гражданину.
Крупные политические деятели, как им и положено, озабочены судьбой страны в целом. Наша страна имеет границы с восемнадцатью государствами. Только для того чтобы охранять рубежи на всем их протяжении, нужна большая и организованная сила. А трудовых ресурсов и без того не хватает для обеспечения устойчивого экономического роста. Миграционная политика России в действующем виде раздражает и определенную часть рядовых граждан. Особенно тех, кто не имеет постоянной работы и, как следствие, достойного уровня доходов. Они считают, что приезжие из-за рубежа отнимают у них рабочие места. В этом контексте следует отметить, что миграция из России тоже имеет место быть.
Если качество мигрантов из стран бывшего Советского Союза оставляет желать лучшего, то из России в цивилизованные страны стремятся уехать квалифицированные специалисты. Они имеют, даже по европейским меркам, неплохое образование и
профессиональные навыки. В своем большинстве хорошо владеют иностранными языками. Значительная часть из них успешно адаптируется в новых условиях и находит для себя достойные рабочие места. При
этом миграционная политика России никак не реагирует на процессы такого рода. Конечно, сожаления и сетования по поводу «утечки мозгов» звучат очень часто, но в практической плоскости ничего не меняется.
В то время как по прогнозам экспертов и аналитиков негативные процессы внутри страны будут нарастать. Ближайшие 15 лет могут стать критическими для дальнейшего развития страны. Число лиц пенсионного возраста будет неуклонно расти. Дееспособная часть населения стареет, а для ее замещения вновь родившихся просто не хватает. Низкая рождаемость и малая продолжительность жизни оказывают свое негативное влияние на общую обстановку в стране. И даже миграция в Россию большого числа людей из сопредельных государств в скором времени не сможет помочь справиться с дефицитом рабочих рук. Все эти факты свидетельствуют о том, что механизм въезда и выезда из страны нужно менять.
По данным статистики, более четырех миллионов россиян проживают на территории государств Центральной Азии. Все они - бывшие граждане Советского Союза, которые при определенных условиях могут переехать на территорию Российской Федерации. Опросы, которые проводятся с завидной регулярностью, убедительно это доказывают. Остается выполнить только одно условие – надо сделать так, чтобы миграционная политика России была более гибкой и человечной. И откладывать в долгий ящик это преобразование не стоит.