Споры между теми, кто считает, что ребенка лучше отдавать в школу в 6 лет, и теми, кто придерживается мнения о том, что лучше подождать до 7, вечны. Именно поэтому для родителей важно на интуитивном уровне чувствовать то, пора ли их любимому чаду открыть для себя удивительный школьный мир со всеми его радостями и трудностями. Может, лучше еще немного повременить? Существует много факторов, влияющих на готовность детей к школе.
Психологическая, эмоциональная и социальная готовность к школе
На первом месте, разумеется, стоят факторы так называемого «социального развития». Что это значит? К школе по-настоящему готов тот малыш, который имеет определенный кругозор, знания об окружающем его мире, умеет запоминать, давать определения и сравнивать. Важно, чтобы ребенок уже хорошо говорил и мог сформулировать свои мысли. Особенно важна способность контролировать свое поведение.
Эмоциональная готовность детей к школе во многом определяется способностью усидчиво заниматься какими-то вещами, которые могут быть самому ребенку не слишком интересны. Одним словом, имеется в виду способность понимать значение слова «надо».
Социально-коммуникативная готовность детей к школе зависит как от умения общаться со своими ровесниками, налаживать контакт и строить отношения, так и от его умения общаться со взрослыми людьми (не обойтись без вежливости, понимания авторитета старших).
И, наконец, одним из важнейших факторов, которые определяют готовность детей к школе, является… желание самого ребенка идти туда.
Мини-тест Дж. Чейпи
Чтобы определить, готов ли к школе ваш малыш, можно воспользоваться мини-тестом, разработанным детским американским психологом Дж. Чейпи. Вот основные вопросы из него.
Базовый опыт ребенка
- у малыша должны быть какие-то интересы;
- вы должны прочитать ему хотя бы несколько книг;
- хотя бы раз ребенок должен побывать в музее, зоопарке или библиотеке;
- вы должны регулярно посещать с ребенком общественные места: почту, магазины, банки и т.п.
Физическое развитие
- ребенок не должен иметь никаких проблем со слухом;
- важно, чтобы еще до школы были выявлены все возможные проблемы со зрением (если нужно - выписаны очки);
- малыш должен уметь сам спускаться и подниматься по лестнице, играть с мячом;
- желательно, чтобы малыш мог спокойно просидеть какое-то время на одном месте.
Развитие речи
- ребенок уверенно называет предметы, окружающие его;
- он способен дать определение предметам действительности и объяснить их предназначение;
- очень хорошо, если ребенок может определить положение вещей в пространстве (над кроватью, под деревом и т.п.);
- у ребенка должна быть хорошая дикция;
- он должен уметь выстраивать хотя бы примитивный рассказ.
Эмоциональное развитие
- ребенок должен относиться к идее пойти в школу позитивно (как, впрочем, и ко всему миру);
- легко меняет род своей деятельности;
- психологическая готовность детей к школе также зависит от того, спокойно ли играет (и воспринимает поражения) ребенок в играх, где есть элемент соревнования;
- малыш уверен в своих силах.
Когнитивное развитие
- ребенок находит отличия и сходства между предметами;
- способен различать буквы алфавита;
- легко запоминает новые цифры и слова, показанные картинки;
- может выстроить из картинок сюжетную линию;
- хорошо, когда малыш может своими словами пересказать рассказ, сохранив линию сюжета.
Общение
- ребенок может вступить в уже начавшуюся игру;
- умеет внимательно, не перебивая собеседника, слушать;
- способен ждать своей очереди в случае необходимости.
Если у вас возникают сомнения в более чем 20% пунктов – вероятнее всего, на данный момент полная готовность детей к обучению в школе отсутствует, и лучше повременить с этим моментом. Или же начать усиленно заниматься, чтобы наверстать упущенное.