Сватовство: обычаи и обряды

В жизни человека есть моменты, которые особенно важны для него. Одним из них является свадьба. Важность этого события подчеркивается тем, что к нему начинают готовиться задолго до знаменательной даты. За длительную историю существования института брака в России возникло много традиций, связанных с организацией будущей свадьбы.

В связи с этим особо следует выделить такой ритуал, как сватовство, обычаи которого уходят корнями в народную культуру. Дело в том, что раньше судьба будущих супругов зависела зачастую не столько от взаимных чувств, сколько от решения родителей жениха и невесты, договаривавшихся между собой. Ритуал сватовства способствовал этому. В целом, он выполнял несколько значимых функций. С его помощью родственники девушки оповещались о намерении потенциального супруга взять ее в жены. Далее, родители возможной невесты должны были либо согласиться, либо отказать сватам. Кроме того, традиции сватовства предполагали публичное оглашение намерения двух семей породниться между собой.

В общем виде ритуал осуществлялся следующим образом. Чтобы состоялось сватовство, обычаи предписывали молодому человеку сначала сообщить своим родителям о желании жениться на понравившейся ему девушке. Не заручившись их согласием, он не смог бы сыграть свадьбу. Затем будущий жених должен был заслать в дом своей избранницы сватов, которыми являлись родственники жениха мужского пола, причем обязательно уже женатые. Обычно эту роль играли отец, родной или крестный, а также дядя либо старший брат. Впрочем, порой, когда задумывалось сватовство, обычаи допускали участие женщин, например, крестной матери или тетки. Наконец, на Руси также прибегали к услугам профессиональных свах или сватов, поднаторевших в устроении свадеб и расписывавших достоинства своих клиентов на все лады. Иногда власть родителей жениха доходила до того, что именно они выбирали сыну будущую невесту, особо не интересуясь его мнением. Критериями при рассмотрении кандидаток выступали благосостояние и социальное положение семьи девушки.

После того, как выбор был сделан, сваты красиво наряжались и на лучших лошадях отправлялись непосредственно на само сватовство. Обычаи, касавшиеся данной поездки, являлись довольно строгими. Так, дорога к дому невесты должна была быть не прямой, а окольной. Кроме того, в пути сватам, по возможности, не следовало нигде останавливаться и ни с кем говорить. При этом, согласно поверьям, лучшее время для проведения обряда сватовства наступало после захода солнца. В таком случае вероятность того, что кто-нибудь мог бы сглазить мероприятие, сводилась к минимуму.  

Заходя в дом родителей невесты, свату следовало сесть на строго отведенное для этого место, что сразу демонстрировало хозяевам цель визита. Однако переходить тут же к самому сватовству было не принято. Для начала разговор касался погоды, урожая и т.п., лишь затем с помощью намеков обозначались намерения гостей. При этом потенциальную невесту называли ненапрямую, например, «куличкой», «курочкой», «товаром», а жениха соответственно «охотником», «петушком», «купцом». Наконец, хозяева высказывали сватам благодарность за оказанную высокую честь и предлагали пройти за стол, за которым и велись уже непосредственные переговоры о свадьбе. Решающий голос при согласии или несогласии на брак принадлежал отцу девушки. При его отсутствии – брату или матери. Ведя разговор, сваты, с одной стороны, пытались представить жениха в наилучшем виде, а с другой – старались узнать все возможное о невесте. Сама девушка в течение таких переговоров была обязана время от времени появляться в комнате, наливая напитки и демонстрируя свои самые красивые и богатые наряды. Это давало сватам возможность получше разглядеть невесту, проследить за ее поведением.

Как правило, с первого раза договоренность о браке не заключалась. Глава семейства брал паузу, чтобы подождать, не будет ли более выгодного предложения от какого-нибудь иного жениха, а также, разузнавая, в свою очередь, об уже имеющемся претенденте. Случалось, что сватам могли указать на порог. В этом случае гости, выходя от столь нелюбезных хозяев, закрывали дверь дома спиной. Данное действие было призвано отвадить удачу от негостеприимного жилища и помешать быстрому замужеству дочери таких строптивых людей. Если же после предварительного сватовства родители невесты были не против брака, сваты через определенное время приезжали во второй раз. Здесь шел уже вполне деловой разговор, в частности составлялась так называемая «рядная запись», являвшаяся своего рода прототипом современного брачного контракта. В ней оговаривались сроки будущей свадьбы, размер расходов на нее, число гостей, приданое невесты и т.п.

Когда обе стороны обо всем договаривались, девушка передавала суженому платок, служивший  своеобразным залогом их грядущих отношений. Сват получал обернутую также в платок краюху хлеба, которую затем демонстрировал всей деревне как знак удачного исхода дела. На этом сам ритуал сватовства подходил к концу. Теперь семьи будущих супругов могли переходить к следующим этапам подготовки к свадьбе.

Как видим, сватовство невесты обычаи регулировали весьма подробно. Все ритуалы, с ним связанные, в течение длительного времени строго соблюдались, прежде всего, в крестьянских семьях. В привилегированных же слоях русского общества данные традиции отмирали быстрее, смешиваясь с иностранными образцами поведения.

Комментарии