Изготовление стендовых моделей судов требует от их авторов разностороннего развития. Они должны разбираться в инженерной графике, иметь навыки пользования многими токарными, столярными и даже ювелирными инструментами, знать технологии применения шпона, уметь качественно шпаклевать и красить. Создавая макеты кораблей своими руками, моделист обязательно заинтересуется историей флота, как российского, так и других стран. Без сомнения, такое увлечение свидетельствует о высоком интеллекте и разностороннем развитии.
Немного истории
Русский бриг «Меркурий» и его экипаж отличились во время Турецкой войны. Командир корабля капитан-лейтенант А. И. Казарский, увидев, что против него идет вражеская эскадра, без колебаний принял бой. Действуя отважно и умело, как и подобает русским морякам, команда меткими выстрелами поразила два линкора противника, повредив их настолько, что они потеряли ход и легли в дрейф. Наш бриг успешно ушел от погони. Кормовой Георгиевский флаг стал наградой смелым сынам Отечества. Макет корабля «Меркурий» - вполне достойное воплощение «высшего пилотажа» модельного мастерства. Кроме исторических фактов, отвагу российских моряков подчеркивают и чисто технические подробности. Корабельное вооружение «Меркурия» состояло из восемнадцати орудий, по девять с каждого борта. Для сравнения – получившие значительные повреждения турецкие линкоры "Реал-бей" и "Селимие" имели на своих палубах 74 и 110 пушек соответственно. Впечатляет!
Моделирование корпуса
Макет корабля состоит из корпуса, самого крупного элемента, мачт, снастей и такелажа. Для изготовления шпангоутов, стрингеров и киля потребуется листовая фанера. Можно облегчить себе задачу, приобретя готовый набор, но такой подход серьезно удорожает модель. Начальным этапом подгонки элементов несущего каркаса является «сухая» сборка, при которой устраняются все недоработки, допущенные при выпиливании профильных деталей, особенно в местах их сочленения. Затем следует фиксация. После высыхания можно приступать к оклейке обшивки гибким шпоном. Он во много раз дороже обычной фанеры, но именно такая технология позволяет добиться максимальной реалистичности. Новичкам можно начинать с цельнодеревянных корпусов, макет корабля «Меркурий» вполне допускает такую технологию, так как все орудия расположены на верхней палубе. Трудность в этом случае будет состоять в соблюдении правильной геометрии обводов.
Такелаж и паруса
Чем марсель отличается от бизани? Где находится грот? Что такое гитовы и шкоты? На все эти вопросы должен знать ответы каждый, кто собрался строить макет корабля-парусника. Более того, и морские узлы нужно научиться вязать. И основы парусной навигации необходимо постичь. Иначе выйдет не макет корабля, а в лучшем случае игрушка. Снасти парусника на первый взгляд кажутся очень сложными, но разбирались же наши предки в том, как ими управлять. Морские офицеры, конечно, были людьми высокообразованными, но матросы дипломов не имели, и ничего, управлялись как-то. В наши дни для пытливого ума нет преград, вся литература под рукой – есть и книги, и интернет. И материалы тоже доступны, и инструменты. А тонкостям технологии макетчики учатся годами, постигая премудрости на опыте предшественников и изобретая свои собственные технологии по ходу дела.
Счастливого плавания и попутного ветра!