В рыночной экономике услуги представляют собой такой же товар, как и ценности, создаваемые в производстве и в сфере материальных ценностей. Рынок услуг в России (материальных и нематериальных) сегодня обеспечивает половину ВВП, если сравнить этот показатель с другими развитыми странами, то получается, что Россия еще не вышла на достаточно высокий уровень. Как и на товары общественного потребления, тут спрос всецело зависит от материального благосостояния, роста денежных доходов, а также от уровня культуры населения страны.
Рынок услуг в России сейчас находится на этапе формирования. Структура платных услуг населению все еще отличается преобладанием трех видов – жилищно-коммунальных, бытовых и транспортно-пассажирских. Их доля составляет 3/5 от общего объема. Если сравнить с Японией, то там 4/5 всех услуг отведено на здравоохранение, образование и досуг населения.
Рынок туристских услуг в нашей стране тоже еще не получил должного уровня развития, кроме того, пока еще отстают такие сферы, как учреждения спорта и культуры, общественного питания, страхования, юридические и прочие. По регионам страны можно заметить существенное различие в уровне развития данной сферы. В таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, реализуется больше всего потребительских услуг и товаров на одного жителя. А по их разнообразию и количеству оба эти региона существенно выделяются среди остальных. По оказанию банковских услуг на данный момент лидером является Москва. Конечно, важно понимать, что на территориальную организацию такого рынка существенное влияние оказывает географическое положение, обеспеченность инфраструктурными объектами, особенности городской застройки, стоимость участков земли, наличие фонда помещения нежилого назначения и ряд прочих факторов. При этом также важно учитывать их адресность и разнохарактерность.
Принято различать услуги повседневного спроса, то есть такие, к которым ежедневно обращается население, проживающее на данной территории. Существуют услуги периодического спроса: банковские, пошив и ремонт обуви и одежды, платное обслуживание у медиков, услуги туристических фирм, спортивные учреждения и прочие. Отдельно выделяется группа редко потребляемых, которые нацелены на ограниченную часть населения, к примеру, строительство и ремонт жилья, страховые услуги, услуги юристов, гостиничные услуги и прочие. Их географически сеть является более разреженной.
Рынок услуг в России пока заметно отстает по своему разнообразию и уровню технической оснащенности от стран Запада. Именно поэтому как пример необходимо брать мировой рынок услуг, что позволит более эффективно развивать необходимые отрасли. Новые виды и формы обслуживания появились благодаря внедрению электроники. Вычислительная техника с успехом используется в банковском и консультационном обслуживании, организации досуга и прочих видах обслуживания населения.
Рынок услуг в России предоставляет и особый вид услуг, названных рекреацией – то есть деятельность, целью которой является укрепление здоровья граждан, удовлетворение их духовных, культурных и эмоциональных потребностей. Вместе с тем, благодаря рекреации удается улучшить, облагородить культурно-исторические и природные ландшафты, что позволяет создать благоприятную среду для обитания людей. Рекреация вполне способна стать высокодоходной сферой, принося в бюджет регионов и всей страны немалые суммы. Большинство рекреационных учреждений расположено в европейской части страны, а регионы Сибири, Севера и Дальнего Востока испытывают сильнейший дефицит в учреждениях такого рода, но это все поправимо.