Ввиду разнообразия товаров и услуг весьма многочисленны и сами рынки. Рынок услуг характеризуется тем, что услуги в основном потребляются на месте их реализации, поэтому посредничеству между потребителями и производителями здесь мало места. Кроме того, некоторые такие рынки предоставляют бесплатные услуги, такие как начальное или среднее образование. Такие услуги являются социально значимыми и оплачиваются государственными и муниципальными бюджетами.
Рынок услуг представляет собой экономические отношения между покупателями и продавцами. Его делят на материальные и нематериальные услуги.
Материальные услуги направлены на удовлетворение бытовых и вещественных потребностей потребителя. В них включается сохранение, восстановление или изменение потребительских свойств продукта или изготовление новых товаров по заказу покупателя. Также сюда включена перевозка грузов.
Нематериальные услуги не предполагают наличие «вещественной» оболочки. Это услуги в области образования, здравоохранения, консультационные и банковские услуги, рынок юридических услуг и т.д.Рынки выступают в виде системы, связывающей спрос и предложение, а также помогающей в развитии рынка материально-вещественных ценностей, обеспечении сбалансированного воспроизводственного процесса, повышении качества жизни населения за счет того, что удовлетворяются их потребности.
В настоящее время страна конкурентоспособна при высокой степени развития рынка услуг (рынок медицинских услуг, например) и его структуры.
Изучая практику функционирования рынка услуг, можно выявить его специфику, зная которую, можно добиться успеха в услуговой деятельности.
- Высокая динамичность процессов на рынке. Так как услугу нельзя «хранить», появляется потребность в очередном ее оказании.
- Более выраженная сегментация спроса в зависимости от дохода потребителя, цены, субъективной характеристики значимости услуги, стиля жизни покупателя и т.д.
- Услуга дифференцируется как по уровню качества, так и по потребительским характеристикам. Это можно объяснить тем, что спрос на нее обычно носит индивидуализированный, персонализированный характер, что выступает большим стимулом для того, чтобы создавать все новые и новые услуги.
- Рынок услуг определяется локализированным характером или локальной сегментацией. Обычно определенный вид услуг наблюдается в одной «географической» местности. Это сложилось за счет определенных климатических условий, традиций, которые существуют в этой местности, отдаленность от крупных центров и т.д.
- Неценовые барьеры при входе на рынок. Это обусловлено тем, что потенциальные потребители обращают внимание не только на цену, но и на качество подачи услуги, сервис и т.д.
- Преобладание небольших предприятий на рынке, что обеспечивает его гибкость, так как они быстрее реагируют на изменение потребительских предпочтений, а также могут с большей эффективностью функционировать на локальных рынках.
Также рынок услуг не обозначен четкими границами. А основными участниками являются государство, домашние хозяйства, частные предприятия и некоммерческие организации.