Музыкальные инструменты вызывают огромный интерес, особенно у детей. Наверное, поэтому школьники так толпятся возле фортепиано в актовом или музыкальном зале на переменках. И каждому из них хочется сыграть хоть что-нибудь эдакое, известное. Вот только получается почему-то «брынь-брынь». Не то, что у учительницы, которая вроде и делает то же самое – быстренько нажимает пальчиками клавиши.
Это немудрено…
Игре на фортепиано (его в просторечии называют пианино) нужно учиться. Хотя, скажу по секрету, как бывший музыкальный педагог, начинают обучение в музыкальной школе всегда с какой-нибудь песенки, мелодии. Поэтому можно выучить хотя бы одну, и ты уже будешь сильно отличаться от сверстников. Хочешь, например, узнать, как играть на пианино собачий вальс? Тогда давай будем учиться!
Мифы о музыкальном слухе
Многие считают, что без музыкального слуха играть нельзя. А наличие этого самого слуха определяют умением петь красиво, звонко и правильно, без фальшивых нот. Но это не совсем так. Оказывается, музыкальный слух есть у каждого-каждого ребёнка. А пение – всего лишь умение, которому долго обучают в школе. Бывают, конечно, исключения, когда ребёнок «слёту» может петь. Но повторю: это совсем не правило. Поэтому, если ты всё ещё сомневаешься, как играть на пианино собачий вальс, если тебе говорили, что у тебя нет слуха, на время абстрагируйся. Просто следуй инструкции. А я по ходу докажу, что музыкальный слух у тебя есть.
Настраиваемся
Мой читатель, наверное, удивится, но начнём мы обучение пока без фортепиано. Потому что сначала нам нужно немного подготовиться и «настроиться», как самому настоящему инструменту, на выбранную мелодию. Это позволит нам в дальнейшем сориентироваться, как играть на пианино собачий вальс. И тогда однажды ты подойдёшь к инструменту и перед обалдевшими одноклассниками сыграешь знакомую музыку.
Из чего состоит мелодия
Итак, наша мелодия состоит… нет, не из нот, а из звуков, заданных в определённой последовательности. Если быть ещё более точным, то из ритма и звуков. И очень важную задачу в мелодии играет именно ритм. Потому что если ты его изменишь, изменится и музыка. Поэтому мы сначала его и выучим.
Ритм вальса
Наверное, ты слышал, что вальс считается на три доли: раз, два, три. Ещё: раз, два, три. Повтори этот ритм трижды с ударением на «раз». Теперь ещё повтори то же самое, только при слове «раз» стукни по столу. Отлично! Знаешь, в наш вальс собачий помещается ещё два маленьких быстрых звука. Давай для удобства назовём их «тили» . Итак, начинаем заново, не забывая на «раз» стукнуть по столу или колену. Получается:
- тили, раз, два, три;
- тили, раз, два, три;
- тили, раз, два, три;
- четыре, раз, два, три.
Заметил? Один раз в мелодии появляется доля «четыре». На неё попадает только один звук. Запомнил? Тогда давай простучим мелодию заново. Только теперь давай попробуем это сделать пальчиками, а на слове «тили» будем «ходить» сначала третьим, затем вторым пальчиком. Первым пальцем считается большой. В начале фразы слово «раз» отдай второму пальцу левой руки (обозначим "л.р."), «два» и «три» - четвёртому пальцу правой руки (обозначим "п.р.").
Во второй части фразы:
- тили (3-2 п.р.), раз (2-й палец л.р), два (4-й палец п.р.), три (2-й палец л.р.);
- четыре (3-й палец п.р.), раз (2-й палец л.р.), два (3-й палец п.р.), три (тот же палец п.р.)
Это важно! Если так потренируешься, и всё получится без запинки, можно приступать к игре на фортепиано. Мне осталось только рассказать, какие нужно нажать клавиши, и ты сможешь понять, как играть на пианино собачий вальс. Главное: не спеши, хорошо разберись, как ставить пальчики. Готов?
Учимся играть на пианино
Если посмотришь на клавиши фортепиано, ты увидишь, что они группируются по две и три черных, окружают их белые «соседки». Посмотри: после каждого набора чёрных клавиш находятся две белые. Примерно посередине клавиатуры найди парные чёрные клавиши. Это наши «тили».
Первая часть фразы
Нажми их справа налево 3 и 2 пальцами правой руки. Теперь жми 2-м пальцем левой руки «раз» первую чёрную клавишу, последнюю из трёх (если смотреть слева направо), находящуюся слева от нашей «пары». Уточняю: «раз» находится после двух парных белых клавиш левее от парных чёрных клавиш, понятно?
Теперь внимание!
«Два, три» находится правее от «тили». Фактически сейчас у тебя под пальцами находятся 4 чёрные клавиши: две парные, или внутренние, одна от них левее, другая правее, то есть внешние. Кстати, «продвинутые» игроки нажимают эти внешние кнопки («два, три») одновременно двумя руками. Можешь попробовать, хотя это необязательно, поскольку мелодия от этого не страдает. Итак, первая часть фразы:
- тили (внутренние кнопки), раз (внешняя слева), два, три (внешняя справа);
- повтор.
Вторая часть фразы
Здесь небольшое усложнение. Нам понадобятся все три чёрные внешние кнопки слева. Для удобства будем считать их справа налево. То есть та, которая была нажата 2-м пальцем левой руки на «раз», будет 1-й, следующая за ней - 2-й, и последующая за ними – 3-й. Ещё нам понадобится одна беленькая клавиша с правой стороны - та, что находится рядом с внешней правой кнопкой. На фото обозначены стрелочками все необходимые нам клавиши (жёлтая - необязательная).
- тили (внутренние), раз (1-я левая внешняя), два (правая внешняя), три (2-я левая внешняя);
- четыре (правая внешняя), раз (3-я левая внешняя), два-три (беленькие клавиши).
Это не всё. Есть вторая часть произведения. Играем навыверт!
- тили (внутренние), раз (3-я левая внешняя кнопка), два-три (беленькая клавиша);
- повтор;
- тили (внутренние), раз (3-я левая внешняя кнопка), два (беленькая клавиша), три (2-я левая внешняя кнопка);
- четыре (беленькая), раз (1-я левая внешняя), два-три (внешняя правая клавиша).
Всё!
Что касается музыкального слуха, то если всё получилось, значит он есть! А если ничего не вышло, проверьте, правильно ли всё сделано. У 90% учащихся первая часть произведения получается легко, а вторая выходит только при должном внимании и приложенных усилиях.
Виртуальное фортепиано
Виртуальное пианино на компьютере ничем не отличается от оригинала. Единственное, нужно выявить соответствие кнопок и клавиш. Это нетрудно. Вот только пальчики, возможно, придётся переставить для удобства. Поэтому рекомендую тренироваться всё-таки на настоящем инструменте. Конечно, если его нет, то попробуй учиться на электронном пианино. Успехов!