Глобализационные процессы последних ста лет привели к массовым миграциям и возникновению разнородных обществ, где бок о бок сосуществуют представители разных, порой совершенно непонятных друг другу культур. Все эти процессы в наше время все чаще приводят к обсуждению понятия «толерантность». Что это – благо или вред? К этому понятию, как правило, апеллируют политические силы расистского и
националистического толка, призывая к изгнанию чужеродных элементов из страны и установлению монокультурного и мононационального общества.Толерантность. Что это в биологии?
Изначально данный термин применялся биологами для обозначения определенных свойств живых организмов. Латинское слово tolerate буквально означает процессы терпения или привыкания. В отношении, например, иммунологии, это подразумевало состояние организма, в котором он по каким-то причинам не может воспроизводить антитела к определенным антигенам. Обычно такая неспособность является негативной и буквально означает неспособность организма к сопротивлению перед чужеродными элементами. Вместе с тем, толерантность бывает и необходима. Например, при развитии плода он не вызывает отторжения в организме матери. Экологи называют толерантностью способность организма приспосабливаться и выживать в очень широком спектре условий. Тоже весьма полезное свойство.
Вышеуказанные проблемы в построении мультикультурных обществ породили понимание социальной толерантности как исключительно терпимости к инородцам. Однако различают и другие ее виды: например, гендерная, политическая, образовательная, межклассовая, толерантность по отношению к инвалидам, сексуальным меньшинствам и некоторым другим категориям общества. Вместе с тем, формирование толерантности в этих областях происходит достаточно успешно во многих западных странах. Чего, однако, нельзя сказать о России, государствах СНГ и тем более восточном мире.
Расовая и национальная толерантность. Что это – благо или вред?
Это самый обсуждаемый вид толерантности в современном обществе. О провале политики мультикультурализма уже открыто говорит бывший президент Франции Николя Саркози, в северной Бельгии (Фламандии) все больше набирают обороты откровенно националистические политические силы, а о положении в российской действительности отлично осведомлен и сам читатель.
Первое, что хотелось бы отметить, что большинство ультраправых сил сильно и сознательно искажают понятие
толерантности, представляя его не как готовность воспринять что-то новое, а как слепую и безропотную покорность к негативным тенденциям, связанным с миграцией. Превращая его в порок и посмешище. Однако на самом деле терпимость к иному цвету кожи или приемлемым культурным традициям вовсе не предполагает терпимости к неподобающим актам национальных меньшинств (вроде лезгинки в общественных местах), проявленному ими вызывающему поведению или несоответствующим местному праву и нормам культурным проявлениям (вроде введения норм шариата). Другим инструментом ультраправых является эксплуатация образа евреев как источников всех бед. Однако вдумчивый взгляд на исторический процесс развеивает этот миф, целью которого является отвлечение молодых и радикальных от реальных причин социальных проблем в обществе. В качестве метода борьбы с этими тенденциями выступает образование. Для этих целей в Москве год назад отрыт Музей толерантности.Важным аргументом против доводов расистов являются исследования современных ученых авторитетов в области изучения феноменов нации и национализма: Энтони Смита, Эрика Хобсбаума, Бенедикта Андерсона, Эрнеста Геллнера и других. Несмотря на некоторые расхождения, все они сходятся в том, что нация является социальным конструктом, и главной причиной современных межнациональных проблем являются вовсе не расовые различия, а мировоззренческие и социальные противоречия.
Национальные меньшинства мусульман во Франции, Германии, России состоят на этапе общественного развития, когда крайне важна идентификация, что и толкает их на повсеместную ее демонстрацию и яростную защиту. В то время как у западных европейцев уже было двести лет, чтобы наиграться с понятием нации и перейти к другому этапу развития (которое характеризуется передачей власти от национальных правительств к транснациональным корпорациям. Мы называем такой социум обществом потребления). К тому же большинство мигрантов сталкиваются с серьезными социальными проблемами, что и вызывает ожесточение. Таким образом, решение проблемы лежит не в закрытии обществ на замок (глобализация все равно неизбежна), а во втягивании отстающих в процессы качественного образования, экономического и общественного развития.