Существование системы органов местного самоуправления, решающих локальные проблемы, оправдано для широкой географии России. Такие структуры решают проблемы местных жителей по вопросам здравоохранения, экологии окружающей среды, образования, сферы ЖКХ. Их взаимодействие с гражданами происходит на правовой основе. При нарушении обязанностей или прав с любой стороны, пострадавшая сторона может обратиться за поддержкой в суд.
В структуру местного самоуправления включены представительные органы, глава округа, администрация, контрольно-счетная палата и прочие, предусмотренные муниципальными уставами. Исполнительные органы местного самоуправления - неотъемлемая часть управления в регионах и округах. Задача исполнительной власти - выполнять решение суда, приводить приговор суда в исполнение.
Исполнительная власть существует для практического выполнения Конституции и законов российского государства. Имеет строго вертикальный характер, когда низшие структуры беспрекословно подчиняются вышестоящим. Зависит от ветви законодательной власти и подчиняется ей. Является самостоятельным незаменимым органом, обращенным к решению проблем и нужд населения.
Исполнительная власть имеет в подчинении многие структуры для осуществления качественного выполнения законов. У этой ветви власти имеется и распорядительная функция, которая немыслима в рамках работы исполнительных структур. Под последним подразумевается выпуск нормативно-правовых актов.
Об исполнительных органах
Исполнительные органы местного самоуправления – это неотъемлемая составляющая целой системы. В Конституции существование исполнительных структур не закреплено, они назначаются на местах при необходимости и выполняют конкретные функции. Наряду с существованием деятельности выборных органов местного самоуправления присутствуют и иные подразделения.
Государство не участвует в назначении и разработке структур местных органов. Во главе исполнительных органов стоят главы городских округов, главы администрации, замещающие их лица или сопровождающий аппарат. Администрация, комитеты, департаменты, отделения - вот немногие из наименований исполнительных структур.
Глава муниципалитета
Глава избирается, назначается или отправляется в отставку муниципалитетом либо при участии граждан на местах. Он ответственен за обеспечение органов местного самоуправления оптимальной работы всех подотчетных ему структур.
В соответствии с 36 статьей Федерального закона, глава - это высший руководитель муниципальной структуры, решающий вопросы согласно уставу.
Условия выбора главы:
- Может быть самовыдвиженцем или членом представительного органа и выбирается его участниками.
- Кандидат либо состоит в представительных органах, либо является главным административным лицом.
- Должен иметь государственные полномочия органов местного самоуправления.
- Будущий глава не вправе совмещать две должности: председателя и главы администрации.
- Имеет должность председателя при образовании представительного органа районного муниципалитета.
Ограничения, условленные вторым и четвертым пунктом, не относятся к сельским поселениям. Это связано с тем, что местные главы муниципалитета также исполняют функции председателей в представительных органах.
Компетенции главы
- Имеет право принимать решения без согласования с кем-либо. Работает как с органами государственного значения, так и с местными, общается с гражданами и организациями.
- Согласно правилам местного образования, подписывает и оглашает нормативные акты, принятые представительными органами.
- Имеет возможность самостоятельно создавать нормативные указы в пределах полномочий.
- Имеет право созвать вне плана главный орган муниципального собрания.
- Осуществляет надзирательную функцию за компетенциями местных структур при решении вопросов и за отдельными государственными поручениями, переданными в муниципалитет.
Глава единолично контролирует работу структур исполнения и распоряжения. В случае некачественной работы именно он отвечает за последствия. У гражданского местного населения и представительного органа имеет отчетность.
По законам субъектов РФ, наименование и обязанности выборных муниципальных лиц прописаны в соответствующем уставе.
Полномочия избранного главы вступают в силу со дня назначения и продолжаются не менее 2 и не более 5 лет. Глава имеет полномочия с первого дня назначения, которые он принимает не менее чем на два и не более чем на пять лет. Изменение этого периода осуществимо после того, как назначение вступает в силу.
Досрочная работа может прекращаться по причине:
- Гибели.
- Ухода по собственному решению.
- Снятия с должности в соответствии с ФЗ.
- Установления недееспособности или ограниченной дееспособности.
- При вступлении в силу судебного приговора.
- При переезде на ПМЖ заграницу.
- Признания пропавшим без вести.
- Прекращения российского гражданства.
- Снятия с должности из-за отзыва избирателями.
- Утраты здоровья и приобретенной неспособности к управлению.
- Изменения границ муниципалитета.
- Увеличения числа избирателей на 25 % и выше.
- Объединения подвластной структуры с городским округом.
- Завершения работы центрального образования раньше срока.
Заместитель главы временно принимает руководящий пост в случае досрочного ухода первого.
Статистика 2007 года указывает на то, что в 652 образованиях досрочное прекращение работы происходило из-за ухода по своему желанию. В 117 образованиях полномочия завершались из-за смерти. В 27 образованиях главы досрочно сложили полномочия из-за наступления уголовной ответственности. Еще в 30 единицах полномочия глав прекратились в связи с расформированием муниципалитетов.
Решения, принимаемые главами муниципалитетов, обязательны для исполнения всеми существующими коллективными организациями на территории местного самоуправления.
Местная администрация
В систему органов местного самоуправления входит и администрация. Ее начальник наделяется абсолютной властью по отношению к аппарату администрации. Главой является либо глава муниципальной единицы, либо назначенное контрактное лицо.
Условия контракта утверждаются главным органом района в части, касающейся вопросов местного значения, а в части, затрагивающей вопросы государственной важности, – законом субъекта РФ.
При контрактном назначении с целью проверки пригодности будущих кандидатов к работе проводится отбор на конкурсной основе. Представительная власть муниципалитета создает условия конкурса, прописывает порядок его проведения и назначает членов комиссии. По правилам объявление о конкурсе подается за двадцать дней до его начала, также сообщается место, время, дата, требования к кандидатам и прочие особенности.
Задача представительных органов - назначить состав комиссии. Они участвуют в формировании двух третей состава комиссии, одну треть избирает государственный законодательный орган.
Контрактное лицо назначается по результатам конкурса из его участников. Будущий административный глава подписывает контрактные бумаги с главой муниципалитета. Местная администрация решает вопросы в качестве юридического лица.
В большинстве муниципалитетов главой администрации является глава всего поселения, в остальных случаях администрацией руководит лицо по контракту.
В структуру администрации входят комитеты, департаменты, сектора, отделы, исполняющие функциональные и территориальные роли. В сферу запрещенной деятельности главы входит ведение бизнеса, он может заниматься творческой, преподавательской или научной деятельностью.
Обязанности прекращаются раньше положенного в случае:
- Смерти.
- Ухода по собственной воле.
- Прекращения контракта по ряду причин.
- Отрешения от должности.
- Установления недееспособности через суд.
- Признания без вести пропавшим через суд.
- Исполнения судебного приговора в отношении главы.
- Переезда за границы страны.
- Окончания российского гражданства.
- Ухода на службу в войсках или службу гражданского характера.
- Упразднения или реорганизации местного образования.
- Объединения муниципалитета с более крупными организациями.
- Изменения численности прежнего состава избирателей на 25 %.
Контракт разрывается в случае обоюдного согласия или через судебные инстанции по решениям:
- Административного начальника по причине нарушения условий при исполнении важных решений.
- Главенствующего лица в субъекте РФ при нарушении интересов государственного масштаба.
- Главы администрации при нарушении контракта структурами местного самоуправления или организациями государственного уровня.
Статистика 2007 года говорит о том, что около 4,8 % от всех принятых контрактников покинули свои места досрочно.
Аппарат местной администрации
Чтобы организация административной работы была оптимальной и продуктивной, на местах создают различные вспомогательные структуры, которые предназначены для решения специализированных вопросов. Они утверждаются при участии главы самоуправления или представительных структур.
Административные структуры состоят из главы, заместителей, аппарата подразделений структурных и отраслевых. Законная основа, коллегиальное решение вопросов, оглашение их перед народом и единоначалие - вот те принципы, на которых строится работа административного коллектива.
Срок работы данной структуры определяется сроком функционирования представительных органов. Работа исполнительных структур заключена в проведении заседаний, если решение требует коллективного принятия. Граждане и юрлица обязаны исполнять решения, принятые администрацией.
Контрольный орган муниципального образования
В систему образования органов местного самоуправления входит контрольно-счетная палата, главной целью которой является надзор за исполнением бюджета. Кроме этого, контрольная комиссия регулирует подготовку и рассмотрение проектов местного бюджета, получает отчеты об их исполнении. В обязанности палаты входит распоряжение местной собственностью.
Контрольная палата избирается силами муниципальных выборов или представительными органами по регламенту местного устава. Результаты проверок в бюджете должны быть обнародованы контрольным органом. Он имеет право запросить необходимую информацию и документы для осуществления проверки органов местного самоуправления.
Финансовые органы контроля имеют полномочия по проведению контрольно-ревизионной, экспертной и информационной деятельности. В состав структуры входит председатель и аудиторы. От того, насколько отработаны полномочия контрольных органов, зависит, как эффективно будут оптимизированы бюджетные процессы на местном уровне.
Избирательная комиссия
Избирательная комиссия не включается в состав органов самоуправления и существует с целью образования новых органов муниципалитета. Избирательная структура действует во время выборов, проведения референдумов, участвует в голосовании по смещению должностных лиц, решает вопросы об изменении границ территории муниципалитета, голосует при образовании новых органов муниципалитета.
Избирательные комиссии назначаются и формируются в согласовании с федеральным законом и местным уставом.
Во главе всех муниципальных комиссий стоит Центральная избирательная комиссия. Орган является коллегиальным и имеет свой перечень полномочий, в пределах которого не зависит от государственных и местных структур. Но решения местных комиссий, противодействующих закону, отменяются вышестоящими органами.
Взаимодействие государственных органов и органов самоуправления
Как эти две отдельные структуры взаимодействуют? Государственные органы власти и органы местного самоуправления взаимодействуют, основываясь на принципах законности, взаимоуважения, взаимной ответственности и согласования интересов.
Органы государственной власти:
- Защищают право на самостоятельное управление органов муниципальных структур.
- Помогают финансово и стратегически в развитии экономики на местах.
- Утверждают роль органов самоуправления в государственном масштабе.
- Надзирают за полнотой соблюдения законности на местах.
Органы властей местного самоуправления вносят свое значение в государственные структуры:
- Они обращаются при необходимости к помощи государства.
- Могут предоставлять на рассмотрение свои законопроекты на высший уровень.
- Имеют право на защиту от неправомерных действий со стороны государственных структур.
- Принимают участие в референдумах и выборах государственной важности.
Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления объединены государственно-правовым началом, но при сохранении своих особых управленческих элементов.
Субъекты и объекты местного самоуправления
В объекты местного управления входит курирование вопросов по жизнеобеспечению граждан на доверенной территории в соответствии с местными уставами, так же как и сама территория и ее имущество.
Под субъектами органов местного самоуправления понимаются категории людей, которые связаны с данной территорией как правами, так и обязанностями:
- Индивидуальные лица. В этой категории объединены граждане России и иностранцы, лица, не имеющие гражданства, местные депутаты и избиратели, должностные лица и служащие.
- Коллективные. К ним относятся местные и территориальные самоуправленческие органы, а также федеральные органы местного самоуправления.
- Политико-территориальные. Муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация полностью.
- Социальные. Местное и российское, а также население всех субъектов РФ.
Участие граждан в работе исполнительных органов
Исполнение некоторых решений невозможно без предварительного согласования с гражданами. В органах местного самоуправления граждан это может осуществляться в нескольких формах:
- Референдум. Заключается в коллективном принятии важного решения через голосование. Референдум созывается по инициативе представительных органов или граждан. Голосование проводится добровольное. Тайное и без осуществления контроля. Исполнение решения осуществляется, если за него отдало голос большинство человек. Принятые решения подлежат оглашению и исполнению без утверждения иных властных структур.
- Выборы в муниципальные органы и органы местного самоуправления. Участие населения в выборе их будущего главы через тайное и добровольное волеизъявление.
- Сход граждан. Открытое обсуждение проблем с выведением компромиссного решения, касающегося важных вопросов.
- Правотворчество. Право населения предлагать решение проблем местного уровня посредством закрепления новых правовых актов. Последние обязательны к рассмотрению на открытом заседании в присутствии представителей от народа. Результаты подлежат обнародованию.
- Коллективные или индивидуальные обращения народа в органы местного самоуправления. Представители органов местного назначения обязаны дать ответы по существу в течение месяца.
- Территориальное общественное самоуправление. Создание на территории муниципалитета самоуправляемой структуры для решения вопросов местного значения. Например, создание Товарищества собственников жилья с целью решить проблемы с обустройством придомовой территории.
- Опросы граждан. Сбор мнения большей части населения для учета при исполнении каких-либо решений.
Общие положения о полномочиях исполнительных органов
Исполнительные органы имеют отчетность у представительных структур муниципалитета. Являются постоянно действующими на обозначенных территориях и не прекращают своей работы.
В их полномочия входит:
- Любое распоряжение муниципальной собственностью.
- Развитие благоприятных условий в социально-хозяйственном секторе.
- Контроль качества жилищно-коммунальных услуг, за работой медицинских учреждений и образовательных центров. Забота об экологии и земельных отношениях на доверенной территории.
- Забота о муниципальных дорогах и транспорте.
- Участие в работе СМИ и их контроль.
- Развитие спортивного и культурного направлений.
- Поддержка населения в социальной защищенности.
Органы местного самоуправления - прямое доказательство демократической основы управления обществом, позволяющее сделать решение проблем на местах более эффективным и качественным. Эта система учитывает индивидуальные претензии в конкретных районах страны. Исполнительные структуры сочетают обеспечение интересов малых сообществ с решением проблем на государственном уровне.