24 июля православные верующие отдают дань памяти Ольге, великой княгине, первой из правителей на Руси принявшей христианскую веру. На соборе в 1547 году произошла ее канонизация, она была признана равноапостольной. То есть ее миссия по значению приравнена к апостольской, так как она прославилась обращением народа в христианство.
Прекрасная перевозчица
Ольга правила в Киевской Руси в 945-960 годах как регент, поскольку ее сын Святослав, князь новгородский и великий князь киевский, после гибели Игоря, ее супруга, был малолетним. Дата ее рождения неизвестна. Некоторые исследователи говорят ориентировочно о 890-893 гг., но не позднее 920-го. А в мир иной она ушла в 969 году.
Святые: Владимир, апостол Андрей, княгиня Ольга
О происхождении Ольги имеются разноречивые сведения. В Иоакимовской летописи сказано о ее принадлежности к роду Изборских, которые были князьями. Согласно преданию, родилась она под Псковом, в селе Выбуты, находящемся на берегу реки Великой. Житие святой указывает, что здесь произошла ее встреча с Игорем Рюриковичем.
Князь охотился в этих местах, а Ольга перевезла его через реку на лодке, будучи облаченной в мужское одеяние. Рассмотрев в ней очаровательную девушку, Игорь попытался склонить ее к греху, но она пристыдила его, напомнив, что как правитель он должен быть примером добродетели. Впоследствии Ольга стала великой княгиней, выйдя замуж за Игоря.
Правительница милостивая и благочестивая
В Житии также есть рассказ о том, что княгиня жестко расправилась с древлянами, убившими Игоря из-за непомерных поборов. Но это только один эпизод из ее княжения. В дальнейшем Ольга проявила себя не только как сильная личность, но и как умелый, справедливый политик.
В Житии о ней говорится как о правительнице милостивой и благочестивой, которую любил народ, и беспощадной к врагам:
И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых.
Во летописях есть множество свидетельств о "хождениях" Ольги по земле русской, целью которых было построение жизни страны - политической и хозяйственной. Ольга стремилась укрепить власть Киевского князя, создала централизованное управление в государстве, создав систему погостов. Эти административные единицы превратились в опору власти, в очаги объединения русского народа - этнического и культурного.
Целомудренная жизнь и обретение Бога
Крещение в Константинополе
При этом жизнь княгини была чистой, целомудренной и задумывалась она не только о хозяйственной, но и о духовной жизни, шла по пути самопознания, который привел ее к Богу и к устроению религиозной жизни народа.
Вот как об этом пишет в "Степенной книге" духовник Ивана Грозного Андрей, ставший впоследствии митрополитом Афанасием:
Подвиг ее (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания.
Оставив Киев на подросшего сына, великая княгиня отправилась в Константинополь с большим флотом. Этот поход соединил в себе дипломатическую миссию с религиозным паломничеством, а также был призван продемонстрировать военное могущество Руси.
Житие великой княгини повествует:
Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге.
В Константинополе Ольга решила принять христианство. Ее крестил Феофилакт, Константинопольский патриарх, а император Константин выступил в качестве воспреемника. Возвратившись в Киев, княгиня привезла с собой священные книги, иконы и начала свое апостольское служение. Она стала уничтожать языческие идолы, воздвигать христианские храмы и обращать народ в истинную веру.
"Начальница веры" и "корень православия"
Такими эпитетами верующие с древних времен называли княгиню Ольгу. В крещении она приняла имя Елены в честь святой Елены, которая жила в III-IV и была матерью Константина I, римского императора. Она в ряде христианских церквей почитается в качестве равноапостольной.
Ольга опекает страждущих
Елена известна тем, что распространяла христианство в Римской империи и проводила в Иерусалиме раскопки. Религиозные хронисты утверждают, что ей были обретены реликвии, сопровождавшие Страсти Господни. Речь идет, например, о Гробе Господнем, Животворящем Кресте.
Уподобившись своей небесной покровительнице, Ольга стала проповедницей христианства на необъятных просторах Руси, поэтому ее и называют "начальницей веры", "корнем православия".
Пришлось пережить многие скорби
Наставление внука Владимира
Однако великой княгине в ее апостольском служении пришлось столкнуться с большими трудностями, испытав сопротивление со стороны язычников - как явное, так и тайное. В Киеве таких было немало среди дружинников и бояр. Они ненавидели христианскую веру и строили козни против Ольги, которая возводила храмы. Ревнители язычества с надеждой смотрели на подрастающего Святослава, который решительно отклонил стремление матери обратить его в христианство.
Когда ее сын повзрослел, он стал препятствовать усилиям матери по утверждению на Руси новой веры. Когда Святослав перенес свою резиденцию в Переяславец, город на реке Дунай, его дети - Ярополк с Олегом и Владимиром - остались в Киеве. Бабушка учила внуков христианской вере, однако крестить их не решалась, чтобы не вызвать гнев их отца.
В последние годы жизни Ольге пришлось столкнуться с торжеством язычества. Опасаясь новых вспышек антихристианских настроений, она была вынуждена держать при себе священника втайне от окружающих.
Причислена к лику святых как равноапостольная
"Крещение Руси". Мозаика Васнецова
Когда в 969 году великая княгиня скончалась, ее родные и весь народ сильно скорбели по ней.
Вот как об этом говорится в ее Житии:
Икона княгини Ольги - равноапостольной святой
И плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди.
Ольга была похоронена по христианскому обряду. Ее дело продолжил ее внук, Владимир, который стал Крестителем Руси. В 1547 году великая княгиня была причислена к лику святых и приравнена в ее служении к апостолам. Этой чести, кроме нее, были удостоены всего пять женщин-христианок.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание