На рубеже 7-го века королева Кобо - города, принадлежавшего индейцам майя, построила так называемую белую дорогу. Она была покрыта известняковой штукатуркой и по этой причине имела светлый оттенок. Начиналась дорога в городе Коба и заканчивалась в центре Ясуна – другого населенного пункта в центральной части полуострова Юкатан. Общая ее длина составляет 100 км.
История создания
В то время, когда появилась белая дорога, городом индейцев майя под названием Коба управляла королева K'awiil Ajaw (Кавиил Аджо). Она заметила, что находящаяся рядом империя Чичен-Ица становится все более могущественной и начинает представлять угрозу для ее народа.
Необходимо было укрепить позиции майя. Именно для этого и была создана дорога длиной в 100 км. После ее завершения воины Кобы вторглись в поселения более слабых изолированных соседей и укрепили свои позиции.
Такой ход ощутимо повысил шансы на выживание в случае столкновения с Чичен-Ицей.
Сейчас стало ясно, что считавшаяся ранее прямой 100-километровая дорога на самом деле является извилистым путем. Она проходила через несколько крупных населенных пунктов, поворачивая в направлении каждого из них
Особенной «белую дорогу» делает и ее покрытие. Речь идет об известняковой гипсовой штукатурке, которая хорошо отражала свет и по этой причине была видна даже в ночное время.
Укрепление позиций
При помощи созданной белой дороги Кавиил Аджо смогла завоевать Ясуну. На базе этого населенного пункта королева Кобы хотела создать укрепленную позицию в центре Юкатанского полуострова.
Это позволило бы сделать власть династической семьи более прочной и защитить территории от вторжения Чичен-Ицы.
Сам город Коба являлся традиционным поселением индейцев Майя. Ключевыми процессами управляла династическая семья, обладавшая всей властью.
Если бы произошло вторжение, то высшее сословие майя потеряли бы свое влияние и не смогло бы его восстановить на других территориях. По этой причине им нужно было распространить свою власть за пределы города.
При помощи белой дороги королеве Кавиил Аджо удалось подчинить себе все промежуточные поселения, которые находились между Кобой и городом Ясуна.
Такой результат требовал многочисленных военных столкновений и королева пошла на этот риск. В итоге территориальная экспансия завершилась успехом.
Следы завоеваний
О былых военных успехах Кавиил Аджо свидетельствуют многочисленные памятники и статуи, сохранившиеся до сих пор. Они созданы таким образом, чтобы показывать возвышенное положение королевы по отношению к пленникам других поселений.
В целом для королевства Коба было характерно управлять и поддерживать свою власть при помощи завоеваний.
Империя Чичен-Ица имела другой алгоритм развития. Там много внимания уделяли политическим и экономическим процессам. По этой причине для обычных людей оказаться под имперской властью было выгоднее.
Чудо инженерной мысли
Для времени правления королевы города Коба создание белой дороги было инженерным прорывом, не уступавшим по своему уровню пирамидам Южной Америки.
Дорогу приходилось прокладывать по неровной поверхности. Это означает, что основание нужно было выравнивать. Также строители удаляли многочисленную растительность и валуны.
Состав гипсовой штукатурки, которую использовали для покрытия поверхности дороги, был очень похож на римский бетон.
Были очищены территории и возле дороги. Освобожденные от растительности площади использовались для производственных процессов (сжигание известняка) и возведения домов.
Это было проявление цивилизации посреди густой зелени фруктовых деревьев и кукурузных полей.
После завершения завоеваний дорогу стали использовать для сообщения между многочисленными населенными пунктами. Это привело к впечатляющему геополитическому эффекту – тысячи людей, живших ранее разрозненно, начали обмениваться товарам и опытом.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание