Белок комаров может помочь в лечении опасных для жизни вирусов, включая коронавирус

Комариный белок AEG12 ингибирует (задерживает развитие) семейство вирусов, вызывающих желтую лихорадку, лихорадку денге, лихорадку Западного Нила и лихорадку Зика, а также слабо ингибирует коронавирусы. Об этом высказали мнение ученые из Национального института здравоохранения (NIH).

Исследователи обнаружили, что AEG12 работает, дестабилизируя вирусную оболочку и разрушая ее защитное покрытие. Хотя данный белок не влияет на вирусы, которые не имеют оболочки, такие как те, которые вызывают инфекции мочевого пузыря, полученные результаты могут способствовать терапии против вирусов, которые поражают миллионы людей по всему миру. Исследование было опубликовано в PNAS.

Как действует белок комаров AEG12

Ученые из Национального института науки об охране окружающей среды (NIEHS), входящего в NIH, использовали рентгеновскую кристаллографию для изучения структуры AEG12. Старший автор Джеффри Мюллер, доктор философии, глава группы ядерного магнитного резонанса НИХСА, сказал, что на молекулярном уровне AEG12 вырывает липиды или жировые участки мембраны, которые удерживают вирус.

"Это похоже на то, что AEG12 желает получить липиды, которые находятся в мембране вируса. Поэтому он избавляется от тех, которые у него есть, и обменивает их на те, которые он действительно предпочитает. Белок обладает высоким сходством к вирусным липидам и крадет их у вируса", - сказал Мюллер.

Белок убивает вирусы

Согласно мнению Мюллера, белок AEG12 обладает большой убойной силой по отношению к некоторым вирусам. Исследователи продемонстрировали, что AEG12 был наиболее эффективен против флавивирусов (это семейство вирусов, которые вызывают лихорадку Зика, лихорадку Западного Нила и другие). Вполне возможно, что AEG12 может быть эффективен против SARS-CoV-2 (коронавируса, вызывающего COVID-19). Но Мюллер сказал, что потребуются годы биоинженерии, чтобы сделать AEG12 средством жизнеспособной терапией COVID-19. Часть проблемы заключается в том, что AEG12 также разрушает красные кровяные клетки, поэтому исследователям придется идентифицировать соединения, которые сделают мишенью белка только вирусы.

Когда комары производят белок AEG12

Александр Фу, доктор философии, приглашенный сотрудник NIEHS и ведущий автор статьи, объяснил, что комары производят AEG12, когда они принимают кровяную пищу или заражаются флавивирусами. Как и люди, комары вырабатывают мощный иммунный ответ против этих вирусов, а AEG12 разрывает их вирусную оболочку. Но на первых этапах проекта Фу и его коллеги мало что знали о функциях AEG12.

"Перспектива изучения нового белка волнующая, но пугающая. К счастью, у нас был свободный доступ к широкому спектру знаний в NIEHS, чтобы собрать их воедино и применить в лечении", - заявил Фу.

Соавтор и эксперт по кристаллографии Ларс Педерсен, доктор философии, является лидером структурно-функциональной группы НИХСА. Он регулярно использует информацию о физическом составе молекул в своей работе и призывает ученых всех стран рассмотреть возможность использования этих данных в своих исследованиях. Он сказал: "Наши исследования показывают, что понимание структуры белка может быть важно для выяснения того, как он может помочь в лечении заболеваний".

Вот и комары пригодились. Вы согласны с тем, что у каждого живого существа есть свое предназначение?