О Великой Отечественной войне снято много фильмов. В основном они отличаются драматизмом «на разрыв аорты». Их нельзя смотреть без слез на глазах. Однако на фоне подобных военных кинолент особняком стоит «Красный призрак». Это картина о Великой Отечественной войне, рассказанная современным языком.
О чем фильм
Действия разворачиваются в 1941 году. Небольшая группа советских солдат оказывается в так называемом котле, в окружении немецких захватчиков. Они пробираются лесами в надежде воссоединиться с более крупными советскими подразделениями. Выживших и уцелевших шестеро. По дороге они встречают почти замерзшего парня и принимают в свою «команду». Путники, добираясь до ближайшей деревни, обсуждают легенду о красном призраке. Это советский снайпер, неуловимый и отважный, который в одиночку расправляется с фашистами.
Наконец, группа доходит до деревни. Одновременно с ними в эту же локацию приходят немцы. Они даже не подозревают о том, что рядом находятся советские люди. А еще никто не знает, что в деревеньке действительно орудует тот самый полумифический красный призрак. Он намеревается расправиться с врагами Родины.
Основано на легендах
Создатели не взяли из ниоткуда образ красного призрака. На самом деле во время Великой Отечественной войны из уст в уста передавалась легенда о неуловимом советском снайпере: он якобы неожиданно появлялся и исчезал, выполняя свою миссию и зачищая тот или иной населенный пункт от фашистов. Фильм создан на основе реальных рассказов ветеранов, очевидцев тех событий.
Непростая судьба фильма
Картину «Красный призрак» снял молодой режиссер Юрий Богатырев. Судьба у этого фильма непростая. Дело в том, что сначала создатели получили финансирование от Министерства культуры РФ, затем отсняли кино. Когда пришло время показывать его широкой аудитории, то возникли проблемы. Как ни странно, но ни один канал не захотел пускать фильм в свою сетку вещания. В кинопрокате наблюдалось совсем незначительное количество показов.
Однако продюсеры и режиссер не отчаивались. Им удалось договориться с онлайн-платформами в плане показа. И вот тогда, когда «Красный призрак» появился в Интернете, он «выстрелил» (что, по мнению кинокритиков, было вполне закономерно). В прошлом году состоялась премьера фильма на телевидении: на Первом канале, на следующий день после Дня защитника Отечества. В этом году Первый канал опять включил эту картину в сетку вещания и показал зрителям в преддверии Дня Победы.
Иронично-анекдотичная концепция
Что же такого особенного в «Красном призраке», что выделяет его из числа других военных фильмов? Все дело в необычной подаче и современном прочтении. Создатели обратили внимание на то, что многие ветераны вспоминают те или иные эпизоды Великой Отечественной войны с иронией и юмором. Вот на такой же подаче и решили остановиться киношники. Получилось так, что многие сцены в «Красном призраке» вызывают эмоции наподобие «и смех, и грех». Здесь нет излишнего драматизма, здесь не нужно обливаться слезами. Даже смерть здесь обыграна весьма комично: до такой степени, что можно было поставить фоновую музыку из «Деревни дураков». Например, когда застигнутый врасплох в бане фашист отстреливается в чем мать родила.
Смесь Тарантино и вселенной Марвел
Нельзя не отметить, что в «Красном призраке» есть немало экшен-сцен. Они очень напоминают фильмы режиссера Квентина Тарантино. Плюс ко всему есть свой супергерой — тот самый красный призрак. А это уже прямая отсылка к вселенной Марвел. Полумифический снайпер обладает невероятной интуицией, он совершенно неуловим, что и делает его похожим на героев американских комиксов: тех, которые считают своей миссией победить зло на этой земле.
Пожалуй, только создателям «Красного призрака» удалось разрушить стереотипное отечественное военное кино и презентовать его в совершенно новой концепции, включив современные элементы и превратив его в фантастический боевик. Нет сомнений в том, что киношники ставили перед собой цель сделать картину о Великой Отечественной войне интересной для просмотра молодежи.
По словам Богатырева, «Красный призрак» - это способ переосмыслить подвиг советских солдат. Для киношников было важным избежать пафоса, при этом сохранив истории ветеранов, рассказанные с юмором.
Актерский состав
Одну из главных ролей — паренька, которого полузамерзшего подобрали на дороге, сыграл Юрий Борисов. Также в картине снялись Владимир Гостюхин, Павел Абраменков), Вячеслав Шихалеев, Олег Васильков, Полина Чернышова. Роль красного призрака досталась Алексею Шевченкову. По словам Шевченкова, это очень интересная работа, аналогов которой пока нет (если говорить о военных фильмах). Артист отмечает, что главная ценность этой картины — в современной подаче.
Вольфганг Черни сыграл фашиста Брауна. Говоря о своем герое, актер отмечает, что он безжалостен, беспощаден: идеальная немецкая машина для убийств. Однако одновременно с этим Браун эрудирован и активно интересуется русской культурой, традициями, чтобы разобраться получше в природе противника. В связи с этим у героя создается внутренний конфликт. Черни признается, что был рад быть частью этого путешествия (то есть работы над картиной). По его мнению, российские киношники презентовали достойный ответ творчеству Тарантино и западным вестернам.
Актер Михаил Горевой в «Красном призраке» сыграл Гитлера. По его мнению, этот фильм, с одной стороны, притча, а с другой — такая мистика, что даже волосы на голове шевелятся от того, как все это придумано и как презентовано. Горевой отмечает, что в этой картине есть место юмору, подвигу и фантастике. Беспроигрышный микс как для успеха фильма.
Об аналогии с американским кино
Режиссер Богатырев совершенно не согласен с тем, что скопировал стиль американцев. Например, в картине есть эпизод, когда немецкий захватчик выбивает одному из героев челюсть прикладом, а потом товарищ возвращает челюсть на место, ударив в обратном направлении. Это вовсе не фантастика. Режиссер отмечает, что именно так описывал эпизод ветеран. В беседе с одним из ветеранов Богатырев услышал фразу о том, что на войне бывает все, даже то, что кажется совершенно нереалистичным. Ведь жизнь гораздо парадоксальнее самых смелых выдумок. По мнению режиссера, не следует бояться делать дерзкое кино. Нужно снимать фильмы о войне без страха нарушить формализм. Тогда оно становится живым и интересным зрителям. А вот агитационное кино, как правило, не воспринимается зрителями позитивно.
Богатырев констатирует, что россияне более воодушевленно и доброжелательно относятся к голливудским фильмам, а к отечественным картинам обычно изначально предвзятое отношение. Режиссер считает, что изменить отношение зрителей можно, только начав снимать качественный контент.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание