Ученые обнаружили яркий блазар, который направлен на Землю

Совершенно недавно ученые обнаружили блазар, струя которого направлена в сторону нашей планеты. Он находится в джете галактики на дистанции в 12,8 млрд световых лет от Земли. Сотрудники Национального научного фонда США получили сведения о базовых длинных линиях, выявив в струе материала ранее невидимые элементы. Скорость, с которой этот материал выходит из ядра галактики, удивила своей необычайной мощностью. Более подробно о ярком блазаре, направленном на Землю, поговорим далее.

Обнаружение блазара

Блазар был найден с помощью радиоинтерферометра Very Long Baseline Array, который принадлежит Национальной радиоастрономической обсерватории США. VLBA представляет собой антенную решетку с продолговатыми базами и состоит из 10 радиотелескопов, которыми руководят удаленно из центра управления, размещенного в Сокорро (Нью-Мексико).

Галактика, получившая наименование PSO J0309 + 27, является блазаром, который недавно выбросил струю материала со скоростью ¾ скорости света. Это самый яркий радиоизлучающий блазар, который был когда-либо замечен на такой дистанции. Также это второй по яркости блазар, испускающий рентгеновское излучение на таком расстоянии.

Землянам этот объект виден таким, каким он являлся, когда макрокосму было менее 1 млрд лет, или чуть больше 7 % от его нынешнего возраста.

Что говорят ученые

Межнациональная группа астрономов из Болонского института в Италии следила за галактикой с апреля по май 2020 года. Ученые проанализировали свойства объекта и подтвердили кое-какие теоретические версии того, почему в ранней Вселенной так мало блазаров. О своих результатах изыскатели сообщили в журнале Astronomy & Astrophysics.

Согласно заявлениям ученых, самое яркое радиоизлучение исходит из ядра галактики. Гравитационная энергия в ядре черной массивной дыры приводит джет в движение, и он ширится почти на 1600 световых лет. Внутри джета имеется структура.

Что такое блазар

Блазары – это специфический класс действующих ядер галактик, которые сформованы весьма массивными черными дырами, питающимися газом, пылью и звездами, падающими в них. Материал, оказавшийся в черной дыре, разогревается до 1 млн градусов, что вызывает выброс светящейся субстанции и излучения, распространяющихся со скоростью света. Образованные таким образом струи иногда настолько мощные, что в галактиках пробивают дыры.

Кстати, даже если блазар находится от нас на дистанции в 9 млн световых лет, его свет все еще достаточно яркий для того, чтобы попасть в объективы телескопов. Недавно обнаруженному блазару примерно 13 млрд лет. Черная дыра в его основе в 1 млрд раз тяжеловеснее Солнца. Для сравнения: черная дыра в центральной зоне Млечного Пути лишь в 4 млн раз тяжелее Солнца.

Чем привлекательно открытие

Благодаря найденному блазару ученые смогут установить происхождение черных сверхтяжелых дыр, которые влияют на эволюцию Вселенной и которых очень много в космическом пространстве.

Астрономы уже сейчас могут утверждать, что во Вселенной в течение первого миллиарда лет ее жизни пребывало внушительное число черных тяжелых дыр, выбрасывающих релятивистские струи большой мощности.

А вы знали, что блазары выбрасывают мощные струи света во Вселенную?