Матисс и Пикассо: величайшее соперничество в мире искусства в картинах

В Национальной галерее Австралии в Канберре открылась первая в истории страны совместная выставка работ двух великих художников: Анри Матисса и Пабло Пикассо. Около 200 произведений, от живописи до скульптур, расскажут жителям «зеленого континента» о соперничестве двух мастеров.

Такой разный Сезанн…

На обоих художников оказало влияние искусство Поля Сезанна. У Пикассо это выразилось в его развитии кубизма, разбивке рисунка на геометрические формы. Пример этого периода - "Бюст человека (Атлет)" (1909).

Матисс иронически относился к такой манере Пикассо. Он научился у Сезанна композиции цвета и формы, тщательно проработанным интерьерам и характерным сюжетам: наклоненная поверхность стола, ваза с фруктами. Как на этом полотне "Корзина с апельсинами"

После Первой Мировой войны оба мастера обратились к классическим образам. Пикассо пишет картину «Женщина у моря» (1922).

Черты лица героини этого портрета напоминают античную статую Геры, которую художник видел в Неаполе. Руки, ноги, лицо женщины окружены темной тенью.

Такие разные окна…

Это полотно любопытно сравнить с написанным в те же годы Матиссом «Женщиной у окна». Здесь использован один из любимых приемов французского художника – распахнутое окно на заднем фоне. После своего переезда в Ниццу в 1918 году Матисс был впечатлен светом, падающим с южной стороны и стал рисовать гостиничные номера с видом на море, залитые солнцем, как на этой картине.

В поздних работах мотив окна использует и Пикассо, возможно, как дань уважения прославленному сопернику, например, в картине «Студия» (1955). На ней изображена его мастерская на вилле «Ла Калифорния» близ Канна, где он работал в уединении. Отсутствие человека на картине подчеркивает тему одиночества.

Такие разные женщины…

Женские портреты занимают важное место в творчестве как Матисса, так и Пикассо. Оба любили писать специфические образы в различные моменты своей биографии. Например, на картине «Чтение» (1932) Пикассо запечатлел свою любовницу Марию-Терезу Вальтер в своей кубической манере.

Еще более своеобразно эта же муза воплощена в скульптуре «Голова женщины» (1931). Характерные черты возлюбленной, вытянутый нос и миндальные глаза, здесь резко преувеличены.

Как это не похоже на полотно Матисса «Сидящая одалиска» (1926)! Для поэтичного и чувственного образа красавицы в марокканском костюме позировала отнюдь не восточная модель Генриетта Дарикаррер. Впрочем, не всегда Матисс писал одалисок с европейских девушек, на одном из полотен этого цикла изображена сама праправнучка турецкого султана.

В 1946 Матисс создал серию графических рисунков, изображающих голландскую модель Аннелис Нелк. Она прожила шесть месяцев в доме престарелого художника, помогая Лидии Делекторской, незаменимой помощнице мастера, в детстве эмигрировавшей из России. Аннелис выведена четкими, уверенными и ясными линиями. Если внимательно присмотреться, то можно представить, в каком порядке Матисс писал портрет серией окружностей.

Если вы собираетесь в Австралию, обязательно зайдите Национальную галерею и оцените выставку своими глазами. Время еще есть, она продлится до 13 апреля 2020

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Чье творчество, Пикассо или Матисса, нравится вам больше?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.