Как в школьные годы рушится самооценка человека. Родителям на заметку

С первым походом в школу жизнь каждого ребенка сильно меняется. И речь не только про необходимость посещать занятия и учить уроки. Перемены более серьезные.

Уже в первом классе сознание ребенка поддается трансформации. Школа - первый коллектив, в который вливается ребенок. В нем своя иерархия, свои правила. Подвергаясь им, меняется самооценка ребенка. Чаще всего она принижается. Как именно и почему - об этом далее.

Ребенка учат жить в системе

Школа - это система, с таким утверждением очень сложно спорить. Приходишь в одно и то же время, отсиживаешь несколько уроков, соблюдая дисциплину и внутренние правила, а потом уделяешь несколько часов выполнению домашней работы.

Постепенно ребенок "вливается" в этот график. Чаще всего это происходит без всякого энтузиазма. Откуда ему появиться? В понимании ребенка, школа - место, в котором он проводит время не так, как ему хотелось бы. С малых лет ребенок понимает, что есть "хорошо", а есть "надо". По этому "надо" он и учится жить.

Еще Ушинский писал, что характер человека формируется в первые годы его жизни. Получается, с первых лет каждый ребенок, посещающий школу, перестает делать то, что ему хочется, и начинает жить по системе - так, как надо. Кому надо? Точно не ему.

Становясь взрослее, человек и думать забывает, что он имеет право проводить время так, как его душа того желает. В его понимании появляются обязательные вещи: сначала школа, потом институт, потом работа... От них не откажешься, не уйдешь. Никто не хочет посвящать проживанию по такому графику всю жизнь, но "надо".

Детям доказывают, что они - глупые

Почему-то именно в школе ребенок начинает понимать, что он не такой умный, как надо. И снова хотелось бы задать вопрос: кому надо?

Обширная школьная программа включает в себя большой спектр наук, в который "правильный" школьник должен разбираться. Но возможно ли это? Вряд ли. Человек не может одинаково интересоваться иностранными языками, литературой, тонкостями расчетов и хитростями химических реакций. Но, по мнению школы, он обязан это делать. Не получается осваивать материал в равной мере - значит, ребенок глупый. По мнению учителей, разумеется.

Плохо лишь то, что мнение преподавателей принимается за истину. Со временем и родители ребенка начинают верить в глупость своего сына или дочери. С этим соглашаются и сами дети. Правильно ли это? Нет.

Такое убеждение приводит лишь к тому, что самооценка ребенка падает. Он считает себя хуже остальных, глупым и неудачником. Ситуацию усугубляют учителя, которые любят выделять тех, кто не успевает по их предметам.

Ребенок учится быть хорошим

Сейчас пойдет речь про отличников, о которых наверняка многие подумали, читая предыдущий пункт. Эти ребята успевают по всем предметам явно не потому, что рождены сверхумными. Просто они хотят быть хорошими, и стараются зазубривать то, что плохо дается. Порой без особого понимания материала.

Система оценок заставляет любого ребенка стремиться к лучшим результатам, достигая их любыми способами. Но правильно ли это? В какой-то степени, да. Но задумывался ли кто-то о том, как это влияет на самооценку? Ведь во взрослой жизни желание нравиться другим и угождать им до хорошего не доводит - все мы прекрасно знаем об этом.

А что происходит с ребенком, если у него не получается учиться на "отлично" и "хорошо"? Его самооценка чаще всего падает до нуля. Если такой школьник не будет сам укорять себя в глупости из-за плохой успеваемости, в этом обязательно помогут родители. Уж они точно верят, что пятерки в аттестате открывают любые двери жизни. Каждый день дети слышат: "Учишься на тройки - будешь дворником!". И верят в это, подсознательно понимая, что ничего хорошего им в жизни не светит.

Из-за большой нагрузки уже ничего не интересно

С детства каждый ребенок - исследователь. Но школа рубит на корню всякое любопытство. Школа заставляет быть лучшим во всем, что она предлагает. Не получается - ты плохой ученик.

Программа нагружает детей настолько, что порой им сложно справиться с объемом информации, включенным в нее. Сталкиваясь с необходимостью учить то, что совсем неинтересно, дети сильно устают. В итоге возникает лень, справиться с которой очень сложно. Никогда не задумывались, почему до 4-5 класса дети учатся хорошо, а потом скатываются до троек?

Вместо того, чтобы глубже и глубже изучать то, что интересно, ребенок решает вообще ничего не учить. Он соглашается со званием троечника и уже не рвется в лидеры.

Детей заставляют делать то, что хотят другие

Да, школа действительно обязывает к этому. Не хочешь - учи, не нравится - вставай рано утром, хочешь вечером погулять - перехочешь, потому что надо сделать уроки. И так во всем.

Получив низкий балл, отличник расстраивается и перестает считать себя умным. Но почему? Потому что другие люди захотели, чтобы он на зубок знал тонкости геометрии? Становясь старше, вчерашние школьники начинают ставить себе двойки за любую проваленную задачу. Увы, чем дальше, тем чаще это случается. Проблема - в самооценке, которая незаметно снижается с каждым разом, когда человек получает очередную "двойку", как доказательство его глупости и неуспешности.

Школа учит тому, что надо угождать другим и подстраиваться под правила, которые были придуманы кем-то. Но правильно ли это? Нет.

Школа заставляет сравнивать себя с другими

И снова речь о системе оценивания. Увы, она заставляет каждого ребенка подсознательно сравнивать себя с другими детьми. "Вася получил пятерку - Вася молодец, а у меня три, значит я в чем-то хуже Васи", - примерно такие мысли возникают в голове ребенка. Это плохо. Проблему усугубляют и учителя, которые привыкли слишком серьезно относиться к оценкам, и учат этому детей.

За 10-11 лет школьной жизни привычка сравнивать себя с другими накрепко вселяется в человека. Уже будучи взрослым, он продолжает это делать, ровняется на других, как правило, более успешных людей. Не всегда удается быть лучшим, и это часто приводит к депрессиям, расстройствам. Самооценка человека начинает зависеть от успешности окружающих.

Школа учит заботиться о мнении окружающих

Так уж устроена школа, что в ней все зависит от мнения преподавателя. Это невольно заставляет ребенка смириться с тем, что его всегда будут оценивать вышестоящие лица - такие себе "начальники".

Со временем человека, прошедшего через систему школьного образования, перестают волновать собственные ценности. Для него куда важнее, что о нем подумают окружающие. Особенно те, кто на порядок выше его по статусу и должности.

Ситуацию усугубляют родители, которые любят ругать за плохие оценки. Критикуя детей, они дают им понять, что мнение учительницы для них куда важнее, чем собственный ребенок. Оказавшись в школе, некоторые дети начинают ощущать себя преданными родными, в буквальном смысле слова. Еще вчера они были самыми лучшими и любимыми, а сегодня мнение преподавателей все изменило.

Школа воспитывает "серую массу"

У нас так принято: отличники - хорошие, троечники - плохие, ничего недостойные люди. Увы, отличниками становятся единицы, остальные растут в убеждении, что им не светит ничего хорошего в жизни. Максимум, на что стоит рассчитывать - везение. Только из-за самооценки, пониженной школой, и в него уже никто не верит - дети с большими перспективами становятся просто "серой массой". И все только потому, что когда-то учителя высказали свой "вердикт".

Порой родители сами не понимают, как школа воспитывает из их детей неуверенных в себе неудачников. Не стоит относиться к оценкам и школьным правилам слишком серьезно. Это приводит к нехорошим последствиям.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете: влияет ли школа на самооценку ребенка?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.