“Островский – всегда настоящая драматургия”: Валентина Талызина о работе в театре, новых приглашениях и состоянии культуры сегодня

Эту актрису некоторые кинокритики называют "королевой второго плана". Сама она не обижается на это, хотя есть в ее активе и главные роли в кино. Валентина Талызина не скрывает – экранные героини принесли ей популярность, но сердце ее навсегда с любимым Театром имени Моссовета. В нем артистка служит с 1958 года вот уже 65 лет! И в свои 89 не собирается уходить на покой.

О работе в театре

Валентина Илларионовна признается, что в любимом театре имени Моссовета она всегда играла главные роли. И это место стало священным для артистки. А ведь пришла она в актерство не сразу. Звезда сцены вспоминает: "Мои родители далеки были от искусства. Да и не до этого было. Сначала война, эвакуация в Сибирь, потом разруха. Занимались торговлей, чтобы выжить.

Я сначала после школы тоже поступила в сельхозинститут. Надо было получать "серьезную" профессию и работать. Но проучилась там два года всего. Уехала в Москву и поступила в ГИТИС. В 1958 взяли меня в Театр Моссовета, сразу большие роли стали предлагать. Больше всего любила играть классику. Островский – всегда настоящая драматургия. До сих выхожу на сцену, буря оваций".

О военном детстве и вечной памяти

Народная артистка говорит, что помнит всю войну, хотя была тогда еще ребенком. И именно эти воспоминания сформировала ее видение мира, сделали ее той, кем она является сейчас. Талызина вспоминает: "Я четко помню первый день войны. Мы тогда жили в белорусских Барановичах. Папу туда направили по работе. У них с мамой уже тогда отношения не очень были. И вот я сижу в саду детском, и город начинают бомбить.

Все в дыму, в песке, папа за мной прибегает. Он меня тянет домой, а я упираюсь. Не хотела с ним идти. Это было в полдень. А уже к часу дня этот детский сад разбомбили. Мама искала машину, чтобы нам уехать, а никого не было уже. Железную дорогу разбомбили тоже. А мы у поляков комнату снимали. И мама говорит им: "Все, я остаюсь тут". А они ей: "Что вы! Уезжайте! Нам от немцев ничего не будет, а вам беда".

Мама все же нашла машину, мы ехали по трупам буквально. Она мою голову все отворачивала, чтобы я не видела. Как я должна относиться к нацистам? Как это все можно забыть сегодня? Мы укрылись в Сибири. И война там тоже чувствовалась, нищета не кончалась долго. Но мы выстояли".

О русском искусстве

Валентина Талызина не скрывает, что, имея еврейские и украинские корни, она без ума от России. Хотя артистка не делит славян на "своих" и "чужих", она все же отмечает: "Россияне великие, благородные, стойкие. За свою веру стоят горой и не перебегают туда-сюда. И деятели искусства русские признаны всем миром. Японцы свою олимпиаду начинали композицией Чайковского, немцы Чехова наперебой ставят, да и не только они.

Русская культура – это высочайший уровень духовности. Такого нигде нет – ни у прибалтов, ни у поляков тех же. Вот помню, как приезжала к нам сниматься Барбара Брыльска. Рязанов тогда ее пригласил, будто своих красивых актрис не было. Ну, Брыльска приехала и навезла с собой кучу разного тряпья, а ассистентка продавала. Она бизнес делала, а не думала о культуре кино.

Потом она не раз еще приезжала. Называла свои гонорары всегда в долларах, и ей платили. Вот вам и поляки, отношение к искусству. Люди торговые просто-напросто. А потом ее же переозвучивать надо было. Она же по-нашему не говорила вообще. В "Иронии судьбы" я ее озвучила, хотя Рязанов долго не хотел меня брать. Мне потом говорили, что я спасла эту картину. Но после я Брыльску больше не озвучивала – отказывалась".

О новых приглашениях

Валентина Илларионовна признается, что на фоне ухода старых артистов, режиссеров, деятелей искусства приходят новые имена. Она говорит: "Есть много талантливых молодых людей. Хватает, хотя и говорят, что их мало. Человека выводит его талант, если он есть, не дает опуститься или куда-то отойти в сторону. И нам, артистам старой школы, есть чему их поучить.

У меня тоже есть новые предложения, планы. Вот наш театр будет гастролировать по Казани. Я этого очень жду. Мои татарские корни дают о себе знать, горжусь ими. Буду также играть "Пиковую даму", новый проект. Но это в будущем, потому молчу. Я суеверная. Как там что будет – посмотрим. Но предложения есть, это главное. На покой рано еще".

О состоянии культуры сегодня

Валентина Талызина признается, что в настоящее непростое время актерам и любым медийным людям нелегко. Она объясняет: "Сейчас идет война за культуру, за православие, за душу человека. Российский народ замечательный – глубокий, талантливый, мыслящий. И людям искусства без России никуда. Все же в Москву едут учиться. Из Украины, Армении, Грузии, откуда угодно. Потому что здесь культура настоящая. Кто бы что ни говорил, но это действительно так".

Валентина Илларионовна не без грусти отмечает, что из-за идеологических разногласий потеряла многих настоящих друзей. Актриса говорит: "Многие теперь мечутся, не могут решить, на какой кто стороне. Война за культуру. Состояние непростое у людей сцены, у киношников, артистов. Тяжелое время, надо принять правильное решение. Но правда победит, я в этом абсолютно уверена".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам нравятся роли в исполнении Валентины Талызиной?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.