Притворяться Марией Кюри: как игра «понарошку» может стать мощным способом заинтересовать девочек наукой

Рене Энгельн, доктор философии и профессор психологии, рассказала об эксперименте, в результате которого было выяснено, что ролевые игры могут способствовать заинтересованности девочек наукой. Им было предложено "притворяться" Марией Кюри.

Негативное влияние стереотипов

Как отмечают исследователи, в младших классах на уроках математики и естественных наук и мальчики, и девочки проявляют одинаковую заинтересованность. Но ближе к старшей школе интерес к науке у девочек заметно снижается. Ученые объясняют это следующим образом. В возрасте 5 лет дети не придерживаются стойких стереотипов о том, что один пол умнее другого, но к 6 годам девочки, поддаваясь мнению окружающих, начинают верить, что мальчики в будущем станут умнее их. Возможно, что это убеждение и влияет на поведение детей.

Исследование американских ученых

В процессе эксперимента выяснилось, что в игре для "детей, которые очень стараются", и мальчики, и девочки показали одинаковую заинтересованность. Тогда как в игре для "детей, которые очень умны", девочки показали меньше энтузиазма. По всей вероятности, именно стереотип о том, что представители мужского пола умнее, как раз и сыграл здесь свою роль.

Ученые из Йеля, Дьюка и Чикагского университета набрали 240 детей в возрасте от 4 до 7 лет и провели исследование с помощью Zoom. Дети были случайным образом распределены на три группы с отличающимися друг от друга условиями.

В "базовом условии" ребятам было предложено играть в игру, где они будут учеными. Им было разъяснено, что ученые исследуют мир, делают открытия и прогнозы на будущее.

Вторым было "условие воздействия", которое от первого отличалось тем, что детям перед началом игры рассказали о двух конкретных великих ученых. Девочкам - о Марии Кюри, а мальчикам - об Исааке Ньютоне.

В частности, девочкам сообщили, что Мария Кюри сделала очень важные открытия. И при этом она была весьма упорной и настойчивой, несмотря на все сложности, встречавшиеся в ее работе и на совершавшиеся ею ошибки. Если ее прогнозы оказывались неверными, она выдвигала новые и продолжала работу.

В третьей группе было "условие ролевой игры", когда детям не просто рассказали о Марии Кюри или об Исааке Ньютоне. Девочек и мальчиков дополнительно попросили притвориться во время игры Марией Кюри и Исааком Ньютоном соответственно. Исследователи обращались к девочкам "доктор Мария", а к мальчикам "доктор Исаак".

Целью игры было определить настойчивость ребят. Выяснить, будет ли ребенок продолжать заниматься игрой, связанной с наукой или переключится на что-то другое. Дети должны были угадать, будут ли различные предметы тонуть или плавать в воде в игре под названием "Тонуть или плавать?".

Положительное влияние ролевых игр на девочек

Девочки и мальчики, как правило, были одинаково хороши в этой игре, угадывая правильно в двух третях случаев. После каждого испытания детей спрашивали, хотят ли они продолжать игру или заняться чем-то другим. Их настойчивость в игре измерялась количеством испытаний, которые они выбрали для участия. Нужно было выбрать до пятидесяти испытаний.

В целом мальчики дольше упорствовали в игре "Тонуть или плавать?". Но, когда девочки притворялись Марией Кюри, этот разрыв уменьшился. Девочки в этом ролевом состоянии в конечном итоге продолжали участие в игре на том же уровне, что и мальчики в базовом состоянии.

То есть просто узнать о женщине-ученом девочкам было недостаточно, чтобы преодолеть разрыв в настойчивости. Только представление себя в роли знаменитой женщины-ученого сделало свое дело. Тогда как для мальчиков ролевые манипуляции не повлияли на количество испытаний, которые они прошли.

Эффективный способ борьбы со стереотипами

Ученые, которые провели это исследование, предполагают, что игра понарошку, которая нравится маленьким детям, может стать эффективным способом помочь ребятам справиться со стереотипами. Простое знакомство с образцами для подражания - это хорошее начало, но может оказаться недостаточным для изменения поведения. Ключевым шагом может стать использование ролевых игр, чтобы помочь детям на самом деле поставить себя на место того, кому они стремятся подражать.

Ролевые игры могут стать относительно простым и недорогим способом бросить вызов убеждению юных представительниц прекрасного пола в том, что у них меньше шансов стать "очень умными", чем у мальчиков. Поэтому ученые предлагают родителям подумать о том, что их дочери, возможно, понравится не только примерять платье принцессы, но играть роль женщины-ученого. Независимо от того, станет она в будущем научным работником или нет, воспитание в себе такого качества, как упорство перед лицом неопределенности или неудачи, сослужит ей хорошую службу в жизни.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие научные исследования последнего времени заинтересовали вас?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.