Когда подростки переходят в старшие классы, они вступают в новую фазу своего развития. Они уже не являются детьми, но еще не осознают себя взрослыми. Это период поиска идентичности, формирования собственных взглядов на жизнь. И в это время взаимодействие между учителем и старшеклассниками становится особенно сложным. Зачастую дети отказываются следовать определенным правилам и выполнять требования, не хотят учиться, демонстрируют бунтарство. Как же учителям построить доверительные и продуктивные отношения с подростками? Давайте разберемся в этом вопросе.
Проблема дисциплины в старших классах
Проблема дисциплины в старших классах является одной из наиболее актуальных тем в современной педагогике. Многие учителя сталкиваются с трудностями при обучении подростков и общении с ними. Причины этого явления могут быть различными: недостаток опыта у молодых преподавателей, которые только начинают свой путь в профессии, сложные характеры учеников, проблемы в семьях, где воспитываются дети. Иногда причина кроется в личностных особенностях самих учителей. Некоторые педагоги имеют достаточно мягкий характер, не могут поддерживать авторитет.
Разнообразие причин указывает на то, что к проблеме нужно подходить комплексно. Важно работать не только с учениками, но и с их родителями. Дополнительно педагогам стоит заниматься саморазвитием, совершенствоваться в профессии, контролировать свои чувства и прорабатывать негативные эмоции.
Учет индивидуальных особенностей учеников
Что же нужно делать педагогам, чтобы налаживать взаимодействие с учениками? В первую очередь необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Каждый подросток уникален: есть свои интересы, предпочтения и причины, по которым он может отвлекаться или нарушать порядок.
Если вы работаете учителем, то учитесь распознавать особенности и подходить к каждому ученику с учетом его психологического состояния, социального окружения и потребностей. Например, если вы видите, что подросток часто отвлекается, возможно, это связано с тем, что он чувствует дискомфорт в классе. Попробуйте наладить с ним доверительный контакт и выяснить причины его поведения. Узнав их, вы сможете подобрать более эффективные методы работы.
Взаимодействие с родителями
Установление доверительных и позитивных отношений с родителями учеников — это ключевой аспект успешного процесса обучения и воспитания. Разговоры со взрослыми должны основываться на взаимопонимании и сотрудничестве, а не на жалобах и критике.
Важно помнить, что родитель и педагог — это команда, работающая на благо общего дела. Лучше всего строить коммуникацию из позиций партнерства: «Мы вместе воспитываем и обучаем нашего замечательного ребенка». Обсуждайте с родителями достижения и трудности ученика, предлагайте совместные пути решения проблем и отмечайте положительные изменения. Такой подход позволит создать атмосферу доверия и открытости. А вот жалобы и критика могут привести к конфликтам и усугублению ситуации.
Исключение принуждения
Налаживание дисциплины в старших классах требует внимательного подхода, основанного на исключении принуждения. Приказной тон и чрезмерно жесткие требования нежелательны.
Стремитесь к созданию комфортной среды, не навязывайте свои точки зрения. Ученики, которые чувствуют себя в безопасности и могут свободно выражать свои мысли, с большей охотой участвуют в учебном процессе и не проявляют бунтарства.
Организация и проведение индивидуальных бесед
Индивидуальная беседа — это эффективный метод взаимодействия с детьми. В ходе нее можно изучить личностные качества учеников, узнать причины плохого поведения и т. д. Внешне индивидуальная беседа кажется простым делом, но правильнее будет сказать, что ее проведение является искусством. Педагог должен уметь создавать соответствующую психологическую обстановку, придавать беседе целеустремленный характер.
Что же нужно сделать во время общения с учеником? В первую очередь установите доверие. Не применяйте угрозы, обвинения. Сказанные слова, выражение вашего лица должны рассеять напряжение и страх.
Дайте подростку понять, что вы не относитесь к нему плохо. Для этого можете употребить фразы: «Я тебя понимаю, ты защищал свое достоинство», «Ты правильно сделал, что не струсил, стал действовать», «Со мной был похожий случай». Постарайтесь, чтобы ученик подробно рассказал о произошедшей ситуации. При необходимости задавайте уточняющие вопросы.
Попросите подростка дать оценку своему поведению. Также оцените сами ситуацию. Далее сопоставьте обе оценки и постарайтесь вместе с учеником найти социально приемлемые модели поведения. В конце беседы подчеркните ум и взрослость подростка. При этом выскажите свою уверенность в том, что он в следующий раз не допустит возникновения нежелательной ситуации.
Работа над собой
В борьбе с плохой дисциплиной в старшей школе важно не только применять различные приемы взаимодействия с учениками, но и постоянно развивать себя как педагога. Изучайте видео, статьи и книги, где опытные учителя делятся своими методами и взглядами на профессию. Понимание смысла своей работы поможет вам преодолевать трудности и сохранять мотивацию.
Не забывайте также о важности личной терапии. Дети порой затрагивают в нас болезненные темы (например, связанные с нашим прошлым). Осознание и проработка негативных чувств помогут вам стать более устойчивым и уверенным в себе человеком. Не оставляйте свои внутренние переживания без внимания, ведь ваше эмоциональное состояние напрямую влияет на атмосферу в классе.
Контроль собственных эмоций
Класс — это динамичная среда, полная энергии и эмоций, где возникают коалиции, конфликты и дружба. Важно помнить, что ваша реакция на поведение учеников может существенно влиять на атмосферу в классе. Умение управлять своими эмоциями поможет вам не только сохранять спокойствие, но и устанавливать доверительные отношения с учениками.
Справляясь с вызовами, вы должны оставаться адекватным и справедливым человеком, который способен услышать и понять эмоциональные запросы детей. Также помните, что умение контролировать себя помогает принимать более взвешенные решения и находить конструктивные выходы из конфликтных ситуаций.
Призвания не существует
Те учителя, у которых не получается оказывать влияние на учеников, порой сталкиваются с осуждением общества и даже критикой коллег. Окружающие люди, как правило, говорят, что работа педагогом — это призвание. Но на самом-то деле это утверждение далеко не всегда справедливо. Поэтому не расстраивайтесь, если вам кто-то говорит подобные слова. Если у вас возникают трудности с контролем дисциплины в классе, это не значит, что вы не подходите для этой работы. Учительство — это не только талант, но и навык, который можно развивать.
Педагогический авторитет формируется через опыт, наблюдательность и личностные изменения. Не существует единственно правильного пути в образовании, но есть индивидуальные подходы, которые могут помочь вам наладить взаимодействие с детьми. Возможно, вы найдете свой стиль через игру, интересный материал или работу с определенной возрастной группой. Постоянное повышение квалификации и адаптация к потребностям ваших учеников помогут вам стать тем учителем, который сможет эффективно справляться с любыми трудностями, возникающими в процессе работы.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание