Православные из уст в уста пересказывают истории о чудесном исцелении людей, прибегающих к этой святыне, о ее помощи в различных житейских неурядицах. 22 октября отмечается День Корсунской (Ефесской) иконы Божией Матери. В этот день в церквях проходят дополнительные богослужения, крестные ходы, у образа Божией Матери ставят свечи, молясь о здоровье и благополучии близких.
Эту святыню давно и справедливо называют "чудотворной" – стоит лишь возле нее постоять, как ваше сердце освободится от боли, а душа наполнится любовью и добром.
В чем помогает икона
Корсунскую икону Божией Матери просят о разном. Святая Дева милостиво принимает искренние просьбы, идущие из глубины сердца, и помогает практически всем: кому-то дает достаток, кому-то укрепляет здоровье, кому-то дарит умиротворение и душевный покой. Имеется множество свидетельств чудесной помощи этого образа, осененного благословением Богородицы и самого Спасителя.
Описание
Спаситель и Божья Матерь, изображенные на иконе, прижимаются щеками друг к другу. Подобное размещение фигур свидетельствует о связывающих святых нежных чувствах. Кроме того, это символизируют устремленность к божественному. Богоматерь для каждого верующего олицетворяет душу, стремящуюся к Господу и желающую наладить с ним самые доверительные отношения.
История
История этой святой иконы восходит к седой древности. Ее происхождение объясняется двояко.
По одной из версий, считается, что первым, кто начал писать святые образы, был евангелист Лука, создавший как минимум три изображения, в том числе и икону Корсунской Богородицы, относящейся к подтипу «Елеуса» («Умиление»). Святой образ хранился в Ефесе. Девятого октября 988 года список с него святым равноапостольным князем Владимиром после его крещения был доставлен из Корсуня в Киев и стал называться Корсунской иконой.
Позже она была доставлена в Новгород, а во время царствования Иоанна Грозного – в Москву. Здесь она была помещена в Кремлевском Успенском соборе, за престолом, где хранится до сих пор.
Запрестольная икона принадлежит к малоизученным памятникам старинной иконописи. Впервые образ упоминается в исторических документах начала восемнадцатого века. Святыня стала одной из первых икон Успенского собора, в котором она хранилась более шести столетий, до 1918 года.
По другим сведениям, икону доставила на Русь в конце семнадцатого столетия святая Евфросиния Полоцкая, в миру Предислава, дочь полоцкого князя Георгия, в юности ставшая подвижницей. Ею была основана в Полоцке женская обитель, в которой возвели храмы во имя Пресвятой Богородицы и Всемилостивого Спаса. Церковь Пресвятой Богородицы княжна захотела украсить старинной иконой Пречистой.
Полоцкие князья состояли в родстве с династией Комнинов, царствовавшей в те времена в Византии. Евфросинией был отправлен к императору Мануилу Комнину и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу гонец со щедрыми дарами. В ответ владыки Второго Рима поднесли в дар обители Полоцка дивную икону, украшенную серебром, золотом и драгоценными камнями. Святыню отправили из Ефеса на Русь через Корсунь. По просьбе жителей она пробыла там в течение года, после чего ее стали называть Корсунской. В 1173-м образ торжественно установили в полоцкой церкви Пресвятой Богородицы, где он хранился в течение шестидесяти лет и прославился источением чудесных знамений и исцелений.
В 1239-м в городе Торопце произошло венчание святого князя Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава Параскевы. В память об этом событии святой образ перенесли в торопецкий Воскресенский собор, в иконостасе которого он пребывал до начала двадцатого века.
Образ почитался чудотворным и прославился многими чудесами, главным из которых стало заступление города от нашествия поляков в 1611 году. В 1917-м чудотворный образ был изъят большевиками и вывезен в Ленинград. Позднее он стал содержаться в Русском музее г. Санкт-Петербурга, а во Всехсвятский храм г. Торопца поступил список со святой иконы.
Другие списки
Святой Корсунский образ Божьей Матери прославился множеством других чудотворных списков, которые находятся:
- В С.-Петербургском Исаакиевском соборе. Эта икона была написана в начале царствования императора Николая I и принесена в дар собору Александрой Алексеевной Алексеевой. Святыня приснилась князю Нарышкину, после чего он разыскивал ее в течение длительного времени и нашел в Александро-Невской лавре, в келье митрополита Серафима. Это была Корсунская икона Божьей Матери, созданная в 1784-м. С нее и сделали петербургский список, который хранился у графини Эртцен, затем у ее воспитанницы графини Алексеевой. Восемнадцатого февраля 1894-го святыню торжественно перенесли в Исаакиевский собор, где в тот же день благодаря ей чудесно исцелилась травмированная в детстве жена певчего Исаакиевского собора Анна Ераксина.
- В Николаевском соборе города Изборска под Псковом.
- В Благовещенском мужском монастыре города Нежина Черниговской губернии. Икона была написана Киевским митрополитом Михаилом (Зборовским) в начале восемнадцатого века. Под благословением святого образа пребывал город, в котором прошла юность и ученичество великого Николая Васильевича Гоголя.
- В селе Печеники Черниговской губернии.
- В селе Горбаневка под Полтавой.
- В Покровской церкви села Шпилевка Сумского уезда («Прозренная»), благодаря которой исцелилась слепорожденная девочка, дочь человека, хранящего икону в своем доме.
- В городе Усмани (Тамбовской губ.). Образ с 1854 года прославился своими чудесами, самым известным из которых было исцеление женщины, рожавшей мертвых младенцев.
- В Спасо-Евфимиевом монастыре города Суздаля.
- В Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода.
- В Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии.
- В селе Пилатики Ярославской губернии. Образ с 1642 года прославился своими чудотворениями.
- В городе Романове (современный Тутаев), где в 1771-м крестным ходом с Корсунской иконой удалось остановить эпидемию чумы.
- В Преображенском соборе Соловецкого монастыря.
- В подмосковной усадьбе Мураново, с которой связаны имена двух знаменитых русских поэтов –Тютчева и Баратынского.
- В Витебской и Симбирской губерниях и др.
Молитва пред Корсунской иконой Божией Матери
О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое!
Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя.
Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли.
Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим.
Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание