Генетический эффект Пигмалиона: почему нельзя оценивать способности к обучению по тестам ДНК

Генетические тесты, утверждающие, что они предсказывают интеллектуальные способности людей или то, какое образование они, вероятно, получат, легко доступны через компании по генетическому тестированию, ориентированные непосредственно на потребителей. Некоторые исследователи даже предлагают использовать такие тесты в образовательных учреждениях для “точного обучения”, в которых индивидуальные учебные планы учащихся будут адаптированы к оценкам, полученным на основе генетических данных.

Спорное исследование

Новое исследование – первое, в котором рассматривается потенциальное психосоциальное влияние этих генетических показателей на уровень образования, – показывает, что они могут оказывать негативное влияние на самооценку учащихся и чувство их образовательного потенциала.

Лукас Дж. Мэтьюс, постдокторант - исследователь Центра Гастингса и Центра исследований этических, правовых и социальных последствий психиатрической, неврологической и поведенческой генетики Колумбийского университета, является ведущим автором исследования, опубликованного в Социальной психологии образования.

Генетические тесты в образовательных целях предназначены для выявления сотен небольших генетических вариантов в одном образце слюны. Эти тесты дают “полигенные оценки”, которые позволяют скромно генетически предсказывать выбранные признаки и результаты.

Онлайн-эксперименты

В онлайн-экспериментах с молодыми людьми в возрасте от 18 до 25 лет в Соединенных Штатах Мэтьюс и коллеги попросили участников представить гипотетические ситуации, в которых они или их одноклассник недавно получили полигенные оценки за уровень образования, то есть количество лет обучения, которое человек оканчивает за свою жизнь. По сравнению с контрольной группой участники, которым сказали, что они получили низкий балл, имели более низкие показатели самооценки, компетентности, академической эффективности и образовательного потенциала. Аналогичным образом участники, которых попросили оценить гипотетического одноклассника с низким процентильным баллом, приписали ему более низкую академическую эффективность и образовательный потенциал.

Плохие результаты могут привести к самореализующимся пророчествам: учащиеся, получившие низкие результаты полигенных тестов, могут снизить свои ожидания в отношении того, что, по их мнению, является их ограниченным генетическим потенциалом для образования. Аналогичным образом полигенные оценки могут привести к социальной стигматизации: люди с низкими оценками могут восприниматься своими сверстниками как неполноценные или некомпетентные.

Эффект Пигмалиона

“Исследование, по-видимому, демонстрирует нечто похожее на хорошо известный эффект в психологии — эффект Пигмалиона, который возникает, когда ученики реагируют на низкие ожидания от своих учителей плохой успеваемостью в классе, - говорит Мэтьюс. - Наше исследование указывает на что-то вроде генетической версии эффекта Пигмалиона, в которой на успеваемость учащихся может негативно повлиять снижение ожиданий от плохого результата генетического теста”.

Мэтьюс проводит серию более масштабных исследований, направленных на выявление факторов, которые могли бы снизить вредное воздействие полигенных оценок на уровень образования.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы слышали об эффекте Пигмалиона?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.