"Я – жена гения": Светлана Крючкова сыграла супругу Льва Толстого в музыкальном спектакле

14 декабря любителям театра была представлена еще одна интересная премьера. В Большом зале академической филармонии им. Шостаковича (Санкт-Петербург) показали премьеру спектакля «Я – жена гения», посвященного 175-летию со дня рождения Софьи Андреевны Толстой. В образе супруги и помощницы великого писателя предстала Светлана Крючкова, народная артистка России. Также в спектакле заняты известная пианистка Полина Осетинская и Сергей Барковский, заслуженный артист России. Режиссер-постановщик – Марина Сень.

О чем спектакль?

Сюжет основан на истории отношений Софьи Толстой и композитора Сергея Танеева. Местом действия спектакля является Ясная Поляна, а также дом четы Толстых в Хамовниках (Москва). Сцены семейных будней сменяют споры супругов о «женском вопросе» и переживания их трагической потери – смерти последнего сына Ванечки, рожденного Софьей Андреевной в 44 года. В исполнении Крючковой зрители увидели величие незаурядной личности Толстой, в продолжение 48 лет пронесшей по жизни свое бремя супруги гения. Благодаря многогранному таланту исполнительницы в котором гармонично сочетаются преданность русским реалистическим театральным традициям и умение мастерски перевоплощаться, перед зрителями раскрылась глубина женской души.

Особенности постановки

В условиях пандемии премьера была проведена с соблюдением всех необходимых мер безопасности. Зрители присутствовали в масках, зал был наполнен не более чем на 25 % от общего количества мест. Музыкально-драматическая постановка объединяет драматическую игру актеров со сценами для рояля и симфонического оркестра. Сольные партии исполняются российской пианисткой, лауреатом молодежной премии «Триумф» Полиной Осетинской.

Линии рассказчика, Танеева и Л. Н. Толстого ведутся С. Барковским, заслуженным артистом России. Действие проходит при участии струнного квартета имени С.И. Танеева, Молодежного камерного оркестра Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии под управлением Я. Забояркина. Музыкальную основу спектакля составляют произведения Танеева, Мендельсона, Бетховена, Баха, Шнитке, Шопена, Шостаковича и др. Создание проекта поддержано Комитетом по культуре Санкт-Петербурга.

Софья Толстая

Она является одной из знаковых фигур в истории российской культуры. Многим внушает восхищение сила этой женщины, множество ее талантов и умений, самоотверженное служение семье. В числе ее увлечений были садоводство, вышивание, рисование, музыка, фотография. Она прекрасно играла на фортепиано, владела иностранными языками, глубоко интересовалась медициной, философией, психоанализом. Софья Андреевна лично сделала более тысячи фото, запечатлев на них мужа и детей, а также внуков, друзей, гостей, приезжающих в усадьбу, и множество семейных событий и эпизодов повседневности. Ее жизнь была заполнена заботами, сомнениями, страстями и редкими минутами счастья.

Жена гения

Их история началась в 1862-м. В тридцать четыре граф Лев Николаевич Толстой был уже известным писателем. К этому времени он успел написать повесть "Детство" и стать героем Крымской войны. Восемнадцатилетняя Соня Берс покорила его своей простотой и непосредственностью. По признанию писателя, в первые годы супружества молодые были очень счастливы. Его юная жена была романтической и восторженной. Толстой работал. Жена помогала ему во всем - в писательстве, в управлении усадьбой. Всю свою жизнь она старалась создать в доме спокойную, веселую, мирную, комфортную обстановку. Ее заботы были направлены на то, чтобы умыть, накормить, одеть, гения, снова и снова переписывать его рукописи. А еще его надо было любить, быть ему верной, рожать от него детей, которых надлежало одной вскормить и воспитать, ведь гению возиться с ними и скучно, и времени нет, поскольку он должен общаться со своими философами и богами…

Как написала она в своем дневнике, их любовь со временем «загрубела»… Начались пустячные ссоры, подогреваемые его раздражительностью, ворчанием и охлаждением к ней и многочисленным детям. Что дал ей этот брак? Ничего. Муж даже ни разу не похвалил ее. Это было написано в ее дневнике. Она была его незаменимой помощницей в работе, на нее было возложено содержание, лечение, воспитание и образование детей. Так прошло целых 48 лет, мучительных и счастливых, исполненных и хорошего, и плохого, полных любви, страсти, радости… По признанию Софьи Андреевны, нести это высокое назначение - быть супругой гения - "невыносимо трудно"... Всю жизнь она любила только его, своего Левочку, до самого последнего своего вздоха. А где же ее жизнь? Где она сама?

Поздняя любовь

Умер их сын Ванечка, последний любимый ребенок, рожденный Софьей Андреевной в возрасте 44 лет. Эта трагедия венчает финал первой части спектакля. Толстая продолжает вести семейные дела, но теперь она выезжает в театры, посещает концерты. Одним из гостей в их московском доме, а также в имении в Ясной Поляне был композитор Танеев. Его музыка становится для нее утешением и спасением. Любовь – так Софья Андреевна определяет свои чувства отношение к композитору. Он об этом совершенно не догадывается. Ей уже пятьдесят два, она намного старше любимого… Новость становится известной мужу. Его обуревает ревность, он унижен, страдает и требует прекращения их отношений. Он пишет в своем дневнике о том, что в течение целого года не может работать и постоянно мучается… Но измены как таковой не было. Софью Андреевну и Сергея Танеева связывают спокойные и чистые отношения. Она ни в чем не виновата перед мужем, считает женщина. Просто ей хочется покончить со своим трудным и нервным существованием. Она хочет жить спокойно и содержательно.

История спектакля

Идея спектакля была подсказана режиссеру известным литературоведом Борисом Авериным, опубликовавшим в «Русском мире» воспоминания В. Лебрена, секретаря писателя. Изложенная в них история была поистине потрясающей. Как поделилась режиссер с представителями СМИ, роль Толстой как раз подходила Светлане Крючковой. На роль писателя был приглашен яркий, мощный, харизматичный Сергей Барковский.

Сценарий был написан режиссером совместно с драматургом О. Никифоровой. В создании музыкальной партитуры участвовал известный петербургский композитор Сергей Сушко. Участие известной пианистки Полины Осетинской наполнило спектакль духом музыки, таланта и красоты. В постановке взаимодействуют и взаимно проникают друг в друга две стихии – музыка и театр. По замыслу создателей, они должны дополнять и обогащать друг друга. Насколько это получилось, рассудит зритель.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Любите ли вы театр? Какая у вас любимая театральная постановка?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.