В Афганистане есть очень необычная традиция - «бача-пош». В переводе с языка дари это означает «переодетая мальчиком». Корни этой традиции уходят в глубокую древность. Те родители, у которых нет сыновей, переодевают в мальчика одну из своих дочерей.
Сын, а не дочь
Впоследствии девочка растет, как мальчик, получая гораздо большую социальную свободу, чем ее сестры. Современные афганские женщины не могут выходить на улицу без сопровождения мужчины или старших женщин, показывать лицо, работать вне дома, получать образование. «Бача-пош» имеют право ходить в школу, играть на улице с мальчишками, работать.
Очень часто бывает так: о том, что в семье на самом деле растет дочь, знают только сами родители. Соседи, близкие, учителя в школе, друзья принимают ребенка за мальчика, даже не подозревая, что это девочка. Пол ребенка скрывается настолько тщательно, что настоящие гендерные признаки становятся совершенно незаметными. Девочку не только стригут и одевают, как мальчика. Воспитывают и относятся к ней так же, как к представителю сильного пола. И даже если соседи знают, что у знакомых на самом деле растет девочка, относятся они к ней, как к мальчику, не делая различий со своими сыновьями.
Социальные свободы
«Бача-пош» могут не только, к примеру, помогать отцу в лавке, но даже защищать деревню и свой дом в случае необходимости. Когда «бача-пош» достигает совершеннолетия, она надевает платок, становится девушкой и выходит замуж.
Так предписывают законы ислама. По наступлении совершеннолетия девушка обязательно должна покрыть голову. Однако многие «бача-пош» противятся таким правилам. В образе мужчины они имеют гораздо больше свобод, чем обычные девушки и женщины. Поэтому многие «бача-пош» по достижении совершеннолетия уходят «в подполье», оставаясь «мужчинами». Такие девушки продолжают носить брюки и тюрбан и выполнять мужскую работу. Такие женщины, по их словам, не чувствуют себя женщинами. Все привычки у них мужские.
Те же, кто решает подчиниться правилам, в дальнейшем начинают испытывать довольно-таки серьезные трудности. «Бача-пош» может хорошо учиться в школе и получить огромный объем знаний, недоступных в Афганистане большинству женщин. А потом ее выдают замуж за человека, не знающего даже грамоты.
Неудивительно, что патриархальный уклад в такой семье будет доставлять девушке огромный дискомфорт. Одна из «бача-пош», к примеру, выразила родителям свое несогласие выходить когда-либо замуж и пообещала бить мужа так, «чтобы ему приходилось каждый день таскать ее в суд».
Откуда пошла традиция
Многие афганцы хотят, чтобы у них в семье обязательно родился мальчик. Рождение сына приносит родителям уважение и престиж. Люди начинают смотреть на семью иначе. Жизнь семьи в Афганистане может считаться полной только в том случае, если у родителей есть хотя бы один сын.
Объясняется такая традиция в афганском обществе социально-экономическими причинами. Мальчик — это помощник родителей, продолжатель рода. Кабульский историк Дауд Равиш считает, что когда-то давно женщины в Афганистане начали переодеваться в мужчин, чтобы отражать многочисленные вторжения захватчиков.
Переодевают одну из своих дочерей в мальчика родители не только для того, чтобы повысить престиж и улучшить финансовое положение семьи. Для афганцев это своего рода обращение к Аллаху. Считается, что такое действие может принести благословение небес и рождение настоящего долгожданного сына.
Нарушение прав человека
Традиция «бача-пош» в Афганистане очень древняя. Однако сегодня поддерживают ее в стране не все. К примеру, по мнению главы комиссии по правам человека провинции Балх, Кази Сами, такая практика, безусловно, является нарушением прав человека. По этому поводу Кази Сами сказал:
Нельзя поменять пол человека на время. Нельзя на короткий период времени переделать девочку в мальчика. Это антигуманно.
Как считает Кази, переодевание в мальчика в любом случае наносит психике девочки непоправимый вред. Она пропускает многие этапы развития, оказывается неподготовленной к роли жены и матери. Некоторые девочки и вовсе практически полностью теряют чувство идентичности.
Конечно, "бача-пош" получают больше социальной свободы и уважения, чем другие девочки. Но, как считает Кази, если бы афганские девочки имели такую же свободу и авторитет, как мальчики, им бы не приходилось становиться «бача-пош». Однако, когда в Афганистане произойдут такие изменения, никому неизвестно.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание