100 лет назад родился великий Леонид Гайдай: малоизвестные фильмы режиссера, которые стоит посмотреть

30 января вся страна отмечает 100 лет со дня рождения гения комедии Леонида Гайдая. Наверное, в России нет человека, который не был бы знаком с его легендарными фильмами - "Иван Васильевич меняет профессию", "Операция Ы", "Кавказская пленница", "12 стульев". Их часто показывают по телевизору, а цитаты из этих комедий давно и прочно вошли в нашу жизнь.

Но не все знают, что в фильмографии Леонида Иовича были и другие комедии, а также не только они. Давайте вспомним те фильмы Гайдая, которые хоть и остаются в тени его более популярных картин, но тоже заслуживают внимания, особенно со стороны поклонников творчества режиссера.

"Долгий путь", 1956 год

Никто не рождается режиссером какого-то определенного жанра. Вот и Леонид Гайдай не знал в начале своего пути, что ему уготована судьба стать гением именно комедии. Его дебютной картиной, снятой в соавторстве с Валентином Невзоровым, стала драма "Долгий путь". В основу сценария легли рассказы "Чудная" и "Ат-Даван" писателя Владимира Короленко.

Сюжет незамысловатый и очень трагичный - в нем речь идет о политическом преследовании, ссылке и несчастной любви. Несмотря на то что в фильме нет места юмору, Михаил Ромм, написавший к нему сценарий, углядел в Гайдае комедийный талант и посоветовал в следующей работе попробовать себя именно в этом направлении.

"Жених с того света", 1958 год

Гайдай прислушался и занялся съемками комедии. Его выбор пал на пьесу "Воскресение в понедельник", высмеивающую советскую бюрократию. В духе черной комедии, сюжет повествует о некоем бюрократе Петухове, у которого украли бумажник со всеми документами.

Вор, совершивший это преступление, погиб в аварии, а так как у него при себе были документы Петухова, все и решили, что покойник - сам Петухов. Теперь человек, всю жизнь занимавшийся буквоедством, сам стал жертвой несовершенной системы - он никак не может доказать, что Петухов - это он, а не погибший под колесами вор, и ничем не может опровергнуть свидетельство о собственной смерти.

"Безжалостная цензура"

Сегодня фильм известен как короткометражный, но задумывался и снимался он как полноценная полнометражная лента. Советская цензура во главе с министром культуры не оценила столь явную критику советской бюрократической системы, а потому вырезала больше половины готового материала.

Стоит заметить, что в этом фильме Гайдай впервые снимал Георгия Вицина, ставшего одной из главных комедийных звезд его последующих фильмов, а так же Ростислава Плятта и Рину Зеленую, которых тоже не раз снимал в своих картинах.

"Трижды воскресший", 1960 год

Разочарованный судьбой "Жениха с того света", Гайдай снова отклонился от комедийного курса в сторону драматических фильмов. Стоял госзаказ на экранизацию пьесы Галича "Пароход зовут Орленок", и именно Гайдаю предложил заняться этим проектом известный и очень влиятельный в то время режиссер Иван Пырьев.

Талантливый режиссер талантлив в любом жанре, а потому фильм хоть и снят в несвойственной Гайдаю манере, но все же заслуживает внимания. Однако после него Леонид Иович окончательно убедился, что, несмотря на критику и цензуру, хочет снимать комедии. Чтобы никто не мог ничего вырезать, он решил сразу снимать короткометражки - так на свет появились культовые "Пес Барбос и необычный кросс" и "Самогонщики". Но перед тем как один за одним начать снимать свои самые легендарные фильмы, Гайдай создал еще одну достойную полнометражную ленту, которую часто несправедливо обходят вниманием.

"Деловые люди", 1962 год

Стоит заметить, что и здесь Гайдай проявил осторожность. Во-первых, полнометражный фильм состоял из трех самостоятельных короткометражек, ничем не связанных между собой, кроме авторства О.Генри. Во-вторых, первой из трех была все-таки драматическая новелла, а уже потом шли две комедийные.

Осторожность не была излишней, но этой работой Леонид Иович смог зарекомендовать себя как настоящего мастера комедии, после чего смог смелее браться за более рискованные проекты (хотя последовавшая за "Деловыми людьми" знаменитая "Операция Ы" все еще была создана в рамках такой же структуры - полнометражный фильм, состоящий из трех короткометражек, условно связанных между собой).

В этом фильме снова сыграл Ростислав Плятт, уже ставший "Трусом" Георгий Вицин, а также потянувшийся следом за ним "Балбес" - Юрий Никулин. А еще впервые с Гайдаем сотрудничал Алексей Смирнов - знаменитый Федя из "Операции Ы", снятой тремя годами позже.

"Инкогнито из Петербурга", 1977 год

"Операция Ы", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "12 стульев", "Иван Васильевич" и "Не может быть!" - все эти фильмы, самые главные, известные и неподражаемы работы Гайдая , - выходили один за другим, в его лучший творческий период и золотое десятилетие с 1965 по 1975 год.

А затем "Инкогнито из Петербурга", авторская экранизация "Ревизора" Гоголя, почему-то прошла почти незамеченной, до сих пор оставаясь самой недооцененной и малоизвестной комедией Гайдая. Некоторые считают, что фильм "сглазил" Ролан Быков - он пять лет ждал права экранизировать "Ревизора" на "Мосфильме", а его взяли и отдали Гайдаю. Но скорее всего, это лишь предрассудки, а настоящей причиной стал конец случайного везения в "сотрудничестве" с цензорами. Долгое время закрывавшие глаза на самые провокационные шутки Леонида Иовича в других фильмах, они решили ничего не прощать в этой экранизации, сильно отредактировали картину и навсегда убрали многие сцены.

На самом деле гайдаевский "Ревизор" ничем не уступает его классическим комедиям - в нем много эксцентрики и фирменного режиссерского юмора, а в главных и второстепенных ролях снялись все любимые актеры Леонида Иовича - Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова, Вячеслав Невинный, Леонид Куравлев и Сергей Филиппов.

"За спичками", 1980 год

С конца 60-х и до начала 70-х в СССР стало очень модно снимать совместные фильмы, где одной съемочной стороной выступает Советский Союз, а другой - любая страна с "Запада". Так были сняты, например, советско-американская "Синяя птица" и советско-французская "Мама". Гайдай тоже решил включиться в эту тенденцию и, впервые со своего дебюта, снял кино в соавторстве с другим режиссером. Так появился советско-финский фильм "За спичками", в котором главную роль сыграл Евгений Леонов, а остальные - опять же все любимые актеры Гайдая Вицин, Куравлев, Невинный, Пуговкин, Филиппов и супруга режиссера Нина Гребешкова.

Съемки фильма приурочили к 25-летию дружбы между СССР и Финляндией, а русский перевод повести, на которой основана комедия, написал Михаил Зощенко (на основе его произведений Гайдай снял свой последний культовый фильм "Не может быть").

Несмотря на то, что этот фильм не полностью "гайдаевский", он тоже ничем не уступает его классическим знаменитым комедиям. Сюжет повествует о жителях финской деревни, у которых обычный поход за спичками, чтобы разжечь огонь, сначала обернулся идеей неожиданной женитьбы, затем - нарушением десятилетнего уговора никогда не пить алкоголя и уже вытекающими из этого необычными и уморительными приключениями.

Что было дальше

После выхода этой комедии, Гайдай снял еще четыре удачных и довольно популярных фильма - "Спортлото-82", "Опасно для жизни!", "Частный детектив, или операция Кооперация" и "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди". Спустя год после выхода последнего фильма великого режиссера не стало. В ноябре 2023 года исполнится 30 лет со дня этого печального события. И это будет еще один повод вспомнить все фильмы Леонида Гайдая - и культовые комедии, и малоизвестные фильмы, а также совсем не свойственные для него, но не менее талантливые драматические картины.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Знакомы ли вам эти малоизвестные фильмы Леонида Гайдая?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.