Два имени и корова в подарок: как воспитывают детей коренные народы Алтая

Народные традиции и обычаи играют важную роль в становлении и развитии личности, особенно это касается малых народов, которым жизненно необходимо поддерживать свою культуру и исторические ценности. На Алтае укреплять этническое самосознание начинают буквально с пеленок.

Первый год жизни

С таким обычаем сталкиваются многие люди, в своей или другой семье: первые сорок дней ребенка не показывают даже ближайшим родственникам, ждут, чтобы малыш окреп. Такой обычай есть и на Алтае.

А вот уже по истечении месяца семью потихоньку начинают знакомить с новым ее членом, и длиться это может целый год, вплоть до первого дня рождения. Кто по разным причинам приехать поздравить не смог, собирается на койк-кочо - первый праздник. Тут уж все родственники встречаются, радуются, поздравляют. Хозяйка готовит традиционный суп из баранины, дядя, брат матери, отстригать малышу прядь волос или совсем бреет наголо. Раньше нельзя. Ну и, конечно, подарки. Мальчику дарят коня, девочке корову.

Несколько имен

На Алтае принято давать детям двойное имя, русское и алтайское. Только вот второе имя знают только в быту, потому что в паспорте указывается имя русское. Произошло так во времена насильственного обрусения советского периода. Сейчас на Алтае подрастает уже четвертое поколение детей с двойным именем, причем алтайское имя подбирают с большим вниманием. Оно должно передавать характер человека, его пожелания и жизненные цели. Это имя знают только в кругу семьи, оно связано с проявлением глубоких чувств, поэтому другим его знать не нужно.

Свадебный обряд

У алтайской молодежи нет стремления связать себя узами брака как можно раньше, но и засиживаться не стоит. Считается, что если мужчина не женился к 25 годам, значит, с ним что-то не так и засматриваться на него не стоит.

Брачный период длится довольно долго, потому что делится на три основных этапа: смотрины, сватовство, свадьба. Девушек тут крадут в прямом смысле слова, но, конечно, по ранней договоренности. Мужчина привозит в дом женщину, и начинается бесконечная вереница родственников и друзей, которые приходят знакомиться с будущей невесткой. Мероприятие довольно утомительно, но очень важное.

Сватовство делают обязательно на новую Луну. Родственники жениха готовят много еды и едут к родителям невесты просить ее руки. Считается, если один из старших родственников невесты выпил алкоголь, то "продажа" невесты состоялась.

Ну и, конечно, свадьба. Обычно через год, потому что дело это далеко не дешевое, а надо позвать всех родственников и друзей. Обычно на алтайской свадьбе присутствует не менее 200 человек. Интересно, что сначала происходит все согласно обычаям и традициям, жених устанавливает очаг, кормит огонь молоком или диплом, приводит в дом невесту, и только потом молодожены едут в ЗАГС заключать брак на бумаге. Гости и молодожены при этом полностью в национальных нарядах.

Религия

Все знают, что Алтай - сакральное, священное место, здесь обитают духи, живут шаманы, язычники. Правда, здесь, как и во многих религиозных регионах, население делится на небольшие религиозные общины со своими устоями и правилами. Где-то проповедуют только язычество, в соседнем селе, например, может быть двойная религия - язычество и христианство.

А началась эта история в далеком девятнадцатом веке, когда в регион приехал православный миссионер Макарий Глухарев. Он прошел по всему Алтаю, добрался до самой гущи, крестя всех желающих. Но алтайцы от язычества не отказались полностью: утром можно пойти в церковь, поставить свечку, а вечером, проезжая мимо священных мест, повязать белую ткань. Возможно, со стороны двойная религия выглядит странно, но для алтайцев в этом нет ничего предосудительного, они живут так много поколений.

Что касается ритуала крещения, то это выбор родителей. Крестить ребенка в детстве или не делать этого вообще - исключительно семейное решение. При этом ребенка воспитывают также: в уважении к обычаям христианства и язычества. Дети с раннего возраста учатся контактировать и с церковью, и, скажем, с лесными духами. На Алтае двойная религия - нормальное явление даже для местных священнослужителей, а вот если ты придешь в церковь где-то в средней полосе России и скажешь, что ты язычник, тебя могут не понять. Но алтайцы относятся к этому философски, потому что этнических дух в них очень силен. На это, собственно, и рассчитано воспитание.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы бывали на Алтае? Хотели бы съездить?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.