Будущее уже наступило. Еще 100 лет назад мало кто верил, что люди будут совершать трансатлантические авиаперелеты, а полеты в космос и вовсе казались фантастикой. В наши дни правительство Норвегии бросает вызов другой стихии: начата работа над амбициозным проектом по строительству подводного туннеля, который улучшит транспортное сообщение между двумя городами – Кристиансанд и Тронхейм. Дорога между ними является частью маршрута E39 на юго-западном побережье страны. В настоящее время перевозка по ней занимает 21 час и требует проведения семи паромных переправ через норвежские фьорды. Внедрение нового проекта позволит сократить длительность времени в пути в 2 раза. В истории инженерной мысли подобных прецедентов еще не было. Суждено ли сбыться этому проекту или идея лопнет, как мыльный пузырь?
Особенности ландшафта
Норвегия славится своим потрясающим природным ландшафтом благодаря величественным ледникам, фьордам и живописным горам. Ее побережья изрезаны многочисленными морскими заливами с высокими скалистыми берегами высотой до 1 км и более, а несколько ледниковых периодов способствовали образованию речных долин и тектонических впадин, которые были затоплены водой. Сотни тысяч туристов ежегодно посещают страну, чтобы насладиться суровой романтикой северного края.
Однако эта первозданная красота имеет и свои недостатки – сильно пересеченная местность затрудняет передвижение, а сложные геологические условия не позволяют исправить ландшафт техническими способами.
Более 1000 фьордов врезаются в западное побережье скандинавской страны, где проживает треть населения – 5,3 миллиона человек. Чтобы совершить 1100-километровое путешествие между городами Кристиансанд и Тронхеймом, необходимо потратить почти сутки и сделать несколько паромных пересадок.
Основные вехи проекта
Проект подводного туннеля, оцениваемый норвежским правительством в 40 миллиардов долларов, включает в себя мосты (3 подвесных и 5 плавучих) и самый глубокий в мире скальный туннель, пробуренный под морским дном на глубине 392 метра. Его протяженность будет 27 километров. Для сравнения, туннель под проливом Ла-Манш, соединяющий Великобританию и Францию, находится на глубине около 40 м от морского дна.
Но самым необычным и амбициозным техническим решением данного проекта является то, что планируется изготовление нескольких плавучих туннелей, которые будут располагаться на глубине порядка 30 метров под поверхностью воды. Строительство планируется завершить к 2050 году. Если Норвегии удастся воплотить эту идею в жизнь, то она станет первой страной, сумевшей реализовать такое техническое решение. Подобные проекты рассматриваются также правительствами других стран – Китая, Южной Кореи и Италии.
Зачем строить плавучий тоннель?
Однако победа в «гонке технических вооружений» – это не основная цель скандинавских инженеров. Трасса E39, часть которой составляет дорога между Кристиансандом и Тронхеймом, является ключевым маршрутом для Норвегии.
Более 50% экспортных товаров в стране перевозится по этому пути, но сама дорога далека от европейских стандартов. Как заявляют менеджеры проекта, данная идея служит, прежде всего, для реализации коммерческих целей.
В качестве дополнительного бонуса должно улучшиться и благосостояние местного населения. Усовершенствованный магистральный путь E39 откроет западное побережье Норвегии для туризма. Сам по себе туннель тоже может стать местной достопримечательностью и привлечь дополнительный поток туристов.
Есть ли альтернативные технические решения?
Подвесные и плавучие мосты-понтоны строили и ранее в Норвегии, США и других странах. Однако в тех случаях, когда фьорд глубже 1 км или шире 5 км, существующие инженерные решения не могут справиться с такой задачей. Морское дно здесь расположено слишком глубоко, чтобы в нем можно было пробурить шурфы для капитального фундамента.
Понтонные мосты также не могут везде применяться, потому что они чувствительны к суровым погодным условиям, таким, как сильные волны и морские течения. Вот почему в Норвегии принято решение использовать именно плавучие туннели.
Особенности проекта
Идея погруженной в воду конструкции не нова. В 1882 году британский военно-морской архитектор Эдвард Рид предложил соорудить плавучий туннель через пролив Ла-Манш, но его задумку не поддержали.
Термин «плавающий», возможно, вводит читателей в заблуждение. На самом деле конструкция должна быть зафиксирована в статичном положении с помощью натянутых тросов, которые будут заякорены к морскому дну или привязаны к понтонам. Понтоны разнесут на достаточное расстояние друг от друга, чтобы морские суда могли свободно пройти между ними. Несущие конструкции самого туннеля планируется изготовить из бетона. Внутри него будут перемещаться транспортные средства с одного конца фьорда на другой.
«Волны и морские течения на проектной глубине менее сильные, чем те, которые находятся на поверхности», – объясняет главный инженер управления дорог Норвегии.
Кроме того, плавучий туннель сводит к минимуму вредное антропогенное воздействие на природный ландшафт, поскольку большая часть инфраструктуры находится внутри сооружения. Благодаря такому техническому решению, создается меньше шума, чем при транспортном движении по обычному мосту. Это является еще одним преимуществом для людей, живущих в данном районе.
«Подводные камни»
Самые большие риски в этом проекте – это взрывы, пожары и перегрузка. Поэтому его внедрение требует проведения обширных предварительных испытаний. К исследовательским проектам в данной области подключен Норвежский университет науки и технологий. Его специалисты занимаются изучением устойчивости бетонных конструкций при внутренних взрывных нагрузках. Проводимые испытания помогут понять, что произойдет со структурой туннеля, если, например, внутри взорвется грузовик.
Другой возможной опасностью являются подводные лодки. Для изучения этого фактора создана исследовательская группа в составе норвежского управления дорог. Несмотря на то, что еще даже не обозначены места привязки плавучих туннелей, строительство планируется завершить за 30 лет.
Будущее проекта
Помните, один из сюжетов фантастических фильмов, по которому жизнь человечества в будущем перемещается в морскую среду? Возможно, этот интересный проект станет первым шагом на пути к строительству подводных городов. Может быть, лет через 300 инженера займутся разработкой гидрополисов.
К тому же первый почин уже есть – в персидском заливе строится подводный отель на 220 номеров. Его стены сооружаются из сверхпрочного плексигласа.
А вы как думаете, смогут ли норвежские инженера реализовать этот проект и как он повлияет на будущее человека?
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание