Найдены окаменелости глубоко под ледяным покровом Гренландии. Они могут иметь огромное значение для исследований изменения климата

Впервые исследователи обнаружили окаменелости под ледниковым покровом Гренландии, которые настолько велики и хорошо сохранились, что их можно увидеть невооруженным глазом. Ученые сообщают, что окаменелости раскрывают подробности о климате и жизни растений в Гренландии за несколько миллионов лет.

Анализ старых образцов

После переезда в пригород Копенгагена Редовре для раскопок в 2017 году исследователи обнаружили закрытые коробки с ледяными кернами, датируемыми 1966 годом. Ученые решили проанализировать эти давно забытые глыбы льда — результаты потрясли все научное сообщество. В кернах, которые происходят из глубин ледникового покрова в Кэмп-Сенчури, Гренландия, исследователи обнаружили окаменелости возрастом в миллионы лет, которые достаточно велики, чтобы их можно было увидеть без микроскопа.

«Мы не могли поверить, что нашли такое сокровище! Потому что внутри кернов, которые по большей части напоминают спрессованный гравий, мы могли идентифицировать целые веточки и листья, прекрасно сохранившиеся через миллионы лет! Мы никогда не находили ничего подобного, равно как и никто другой», - сказал Дорте Даль-Йенсен, профессор Института Нильса Бора Копенгагенского университета.

Маленькие частицы — большое значение для науки

Ученый Эндрю Христос сказал: «Обычно требуется тщательный анализ ДНК, чтобы определить, какие растения и животные находятся во льду. Но здесь мы сразу все увидели. Лед был пробурен в удивительном месте, где, очевидно, были растения и ветки до того, как он покрыл Гренландию». Хотя веточки и листья могут показаться не такими уж большими, они раскрывают редкую и уникальную историю растительности гренландского ландшафта, какой она была миллионы лет назад.

В те времена Гренландия не была покрыта льдом, земля была зеленой. Вот что говорит Дорте Даль-Йенсен: «Среди листьев, веток и остатков растений мы нашли печеночники и пушистый перьевой мох. Наш анализ показывает, что они происходят из бореальных лесов — хвойных, березовых и ивовых лесов, характерных для Канады и Аляски. Эти выносливые растения и деревья терпимы к холоду».

Возможность увидеть будущее планеты

Ледяные керны также предоставили исследователям знания об изменении климата в Гренландии, возраст которых насчитывает несколько миллионов лет. Эти знания помогают нам словно заглянуть в «хрустальный шар» и увидеть климат будущего. «После измерения изотопов воды во льду мы можем подтвердить более ранние выводы о том, что ледяной щит не был поврежден и покрывал Гренландию примерно один миллион лет. Эти результаты показывают, насколько крепок лед и как он может выдерживать такие большие нагрузки, как временное потепление, как сейчас», - говорит Даль-Йенсен.

Однако, по словам исследователя, глобальное потепление, которое, по прогнозам нескольких климатических моделей, достигнет пика в ближайшие 100 лет, сильно повлияет на лед. «В случае реализации наихудшего сценария ледяные щиты Гренландии и Антарктики начнут таять, в результате чего уровень моря может подняться до 70 метров. Однако на это уйдет много времени, тысячи лет. К счастью, мы все еще можем что-то с этим сделать и избежать этих больших подъемов уровня моря — это вопрос действий », - говорит Дорте Даль-Йенсен.

А вы хотели бы увидеть такие образцы льда своими глазами?