Летать было опаснее, но интереснее: какими были авиаперелеты 50 лет назад и чем они отличались от нынешних

Современный мир сложно представить без полетов на самолетах. Этот вид транспорта относительно дешевый, быстрый, позволяющий в максимально короткий срок добраться даже на другой континент. В прошлом полеты были куда более опасными, но на борту пассажирам предлагали высококачественные услуги.

Золотой век авиаперевозок

Золотым веком авиаперевозок называют пятидесятые годы прошлого века. Именно в то время появились первые межконтинентальные лайнеры, которые позволяли из Америки максимально быстро доставлять пассажиров в Европу. Появилась также возможность перелетов из Азии в Австралию. Причем сервис на борту в те времена был таковым, что самолет, фактически, являлся первоклассным рестораном. Пассажиры могли заказать свежих устриц, лобстеров, ребрышки, при этом даже в эконом-классе подавали алкоголь.

В то время перелеты были еще для многих в диковинку. Неудивительно, что на борт мужчины и женщины поднимались в нарядных платьях. Естественно, что стоимость билета была в то время достаточно высокой. Однако возможность долететь из Нью-Йорка в Париж за 7-8 часов неизменно привлекала. Тем более, что на морском лайнере покрыть это расстояние можно было приблизительно за неделю. Авиаперевозки в пятидесятые годы перевернули мир, путешествия в котором стали удобными и быстрыми.

Как изменялась еда на борту

Если первоначально сервис и еда на борту самолета практически не отличались от дорогого ресторана, то уже в конце семидесятых годов появились первые признаки экономии. Многие авиакомпании отказались от дорогих блюд, а к восьмидесятым годам уже невозможно было заказать икру, свежие фрукты, разнообразные закуски и так далее. Шампанское и алкоголь пропали из эконом-класса и стали доступны лишь в бизнесе.

Установлено, что на борту самолета из-за шума, стресса и разницы давления существенно ухудшается способность человека различать вкусы. Поэтому многие даже не могли отличить, что им подают тушеную курицу или же черную икру с шампанским. Неудивительно, что вскоре многие авиакомпании решили сделать питание на борту куда проще. Тем более, что это существенно сократило затраты на перелеты, а, следственно, увеличило прибыль с каждого пассажира.

Появление широкофюзеляжного Боинга 747

В пятидесятых и шестидесятых годах даже трансатлантические лайнеры были относительно небольшими по своим размерам, они могли взять на борт максимум 150-200 человек. При этом запрос от авиакомпании был на огромные самолеты, вместимость которых была бы едва ли не в два-три раза больше. В итоге, американская компания Боинг в 1970 году представила свой широкофюзеляжный лайнер модификации 747, который получил название «Джамбо Джет». Это был огромный четырехмоторных самолет с двухуровневой палубой. На сегодняшний день современные модификации Боинг 747 являются по размаху крыльев самым большим авиалайнером.

Стоимость самолета на те времена составляла около 20 миллионов долларов. Тогда как сегодня аналогичные модели стоят приблизительно 250 миллионов. Новый самолет мог брать на борт в зависимости от комплектации 300-400 пассажиров, что позволяло существенно сократить издержки на перевозку одного человека. Это позволило значительно снизить цены на билет, сделав авиваперелеты более доступными.

Проблемы с безопасностью

Пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века – это начало развития пассажирских авиаперевозок. Однако техника в те далекие времена была еще не столь совершенна. Как результат, отмечались многочисленные авиакатастрофы, в том числе с большим количеством жертв. Это сегодня в развитых странах за год не падает ни одного самолета. Тогда как 50 лет назад не проходило и месяца, чтобы не произошла авиакатастрофа с большим количеством жертв.

По мере совершенствования техники не только увеличивались размеры самолетов, но и улучшилась их безопасность. Если раньше весь полет пилоту приходилось контролировать вручную, то в семидесятых-восьмидесятых годах появились уже надежные автопилоты, которые могли в том числе произвести взлет и посадку. Существенно улучшилась безопасность авиаперелетов, что в том числе объясняется тем фактом, что многие небольшие производители самолетов не выдержали конкуренцию и ушли с рынка. Тогда как именно их техника и была не столь надежна.

В стюардессы брали исключительно красавиц

Сегодня на борту лайнера часто можно увидеть стюарда мужчину. Однако раньше стюардессы были исключительно женщинами, а нанимали их по красоте. Считалось, что девушки модельной внешности неизменно привлекали мужчин пассажиров, являясь, по сути, лицом авиакомпании.

У многих авиакомпаний были даже строгие требования к стюардессам, в том числе к их росту, весу и так далее. Девушкам приходилось регулярно взвешиваться, а даже за несколько набранных килограмм их могли отстранить от полетов. Красавицы-стюардессы остались и сегодня, но к ним на борту в большей степени относятся как к обслуживающему персоналу, который помогает сделать перелет проще и комфортнее.

Курение на борту

Это сегодня за одну выкуренную сигарету в туалете самолета можно быть оштрафованным на круглую сумму или вовсе сесть в тюрьму. В прошлом же разрешалось курить в самолетах, причем пассажиры делали это прямо в своих креслах. Вплоть до 2000 года на авиалиниях в США были зоны для курящих и некурящих пассажиров. Сегодня же подобное попросту немыслимо. Курение запрещено даже в бизнес и в первом классе. Считается, что подобное существенно сказывается на безопасности перелета, а непотушенная сигарета может привести к пожару и падению самолета.

Цены на авиабилеты в прошлом

В 50-60-х годах прошлого века цены на авиабилеты контролировались Советом по гражданской ассоциации или же правительствами конкретных стран. Поэтому, чтобы привлечь пассажиров, компаниям приходилось предлагать качественную еду и другие услуги на борту.

В семидесятых годах прошлого века случился нефтяной кризис, когда цены на авиационный керосин увеличились в несколько раз. Многие авиакомпании разорились, а правительства отпустили цены, после чего стоимость авиаперелетов существенно увеличилась. Лишь в восьмидесятых и девяностых годах расходы авиакомпаний несколько уменьшились, что сделало полеты более доступными.

Эра сверхзвука

В 1973 году первый коммерческий рейс выполнил легендарный сверхзвуковой самолет Конкорд, являющийся англо-французским проектом компании Airbus. На этом лайнере совершали полеты по маршрутам Лондон-Нью-Йорк, Париж-Нью-Йорк и Париж-Рио-де-Жанейро. В последующем перелеты осуществлялись в Каракас, Майами, Вашингтон и в другие крупные города. Время перелета по маршруту Лондон-Нью-Йорк составляло всего лишь 3 часа. В сравнении сегодня, когда прошло с того момента более 50 лет, долететь из столицы Великобритании до США можно за 7 часов.

Проблема в том, что такие сверхзвуковые авиалайнеры оказались не слишком экономичными. Затраты на одного пассажира были в разы больше, чем на обычных самолетах. Вскоре появились первые проблемы с их заполняемостью, так как часто пассажиры не хотели в разы переплачивать за сверхбыстрый полет. Лебединой песней Конкорда стал 2000 год, когда лайнер, совершавший полет по маршруту Париж-Нью-Йорк загорелся на взлете и разбился. Все 113 пассажиров и членов команды, которые были на борту, погибли. Вскоре после этого было принято решение отказаться от сверхзвуковых лайнеров в пользу обычных реактивных самолетов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы часто летаете на самолетах?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.