Как поступают с вдовой: необычный нюанс семейных отношений чукотских народов под названием "левират"

Чукчи, как и другие КМНС (коренные малочисленнные народы Севера), имеют собственные традиции, сохранившиеся с давних времен. Нам некоторые из них могут показаться странными, если не дикими. Но на самом деле в них присутствует определенная логика. Мы познакомимся с семейным обычаем чукчей, который называют левират.

Вдовья участь

Обычай левирата касается судьбы женщины, потерявшей своего супруга. Если жена-чукча становится вдовой, то она остается в семье мужа довольно странным способом: один из мужчин семейства, чаще всего, младший брат покойного, должен на ней жениться. Ее дети от первого брака становятся детьми нового супруга и воспитываются как родные. Таким образом, дети растут в полноценной семье своего кровного отца и не уходят из родного племени.

Практичность

Такое решение продиктовано практическими соображениями. Одинокой женщине, не важно, с детьми или без, было бы сложно выживать и кормиться в условиях Крайнего Севера. Обязанность женщин-чукчей - воспитание детей и поддержание порядка в хозяйстве. В случае если женщина становится женой родственника покойного супруга, пойманы оказываются сразу несколько зайцев: во-первых, женщина и ее дети накормлены и одеты, во-вторых, хозяйство поддерживается ее заботой, в-третьих, сохраняется чистота кровной линии.

В редких случаях вдова могла уйти в другую семью, но это обычно мотивировалось экономическими соображениями. Например, другой род мог уплатить за нее оленями.

Женщина - собственность

Стоит отметить еще одну причину, почему женщину старались оставить в семье. Дело в том, что у чукчей она считалась в некотором смысле собственностью, то есть при заключении брака за нее уплачивался калым, как плата при покупке оленя или другого ценного товара. Естественно, что впоследствии никому не хотелось расставаться с тем, за что были уплачены деньги. Поэтому женщина в качестве "собственности" должна была остаться в роду.

Кровосмешение

Чукчи очень щепетильно относятся к вопросам инцеста. Формально вдова и родич мужа не являются биологическими родственниками, так что кровосмесительного союза не происходит. Более того, такая система значительно упрощает в дальнейшем выбор жениха или невесты для детей.

Дело в том, что обеспечение чистоты рода в пределах семьи сводит к минимуму шансы, что при заключении брака жених и невеста из разных родов окажутся родственниками.

Вот и получается, что обычай левирата, который на первый взгляд кажется диким и варварским, продиктован экономическими, практическими и генеалогическими соображениями.

А вы что думаете об обычае левирата у чукчей?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 9
0
чукчи-это тюрки
Копировать ссылку
1
Если верить Владимиру Санину (а я ему верю), у полярников был обычай: на вдове погибшего женится кто-то из его холостых друзей и растит его детей...
Копировать ссылку
2
У казахов есть аменгерство- вдову с детьми берет в семью брат покойного.У Чокана Валиханова не было детей,после его смерти вдову взял в жены брат покойного и она ему родила детей. Мать Ибрая Алтынсарина осталась вдовой и её взял в жены родственник,от этого брака родилась Мариам Хакимжанова.У меня есть знакомые,которые в первом браке не могли зачать ребенка,после смерти брата вдову с сыном взял к себе,расторгнув брак с первой женой-советские законы запрещали многоженство. Жена родила ему 2х .
Копировать ссылку
В России сегодня тоже трудно выжить. Может, перенять чужие законы или повторить выстрел "Авроры"?
Копировать ссылку
у русских сибиряков в древности была религия сосновцы там все традиции описанные здесь
Копировать ссылку
5
В древности это традиция была всех тюркских народов, что бы детей сиротами не оставлять женился старший или младший брат умершего мужа.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.