В далеком 1928 году, 25 мая, произошла катастрофа, сопровождавшаяся человеческими жертвами. Пропал дирижабль «Италия», успевший покорить Северный полюс и сбросить на «макушку планеты» национальное зелено-бело-красное знамя и крест, благословленный папой Пием XI. Обратный путь оборвался – воздушное судно упало на арктический лед. Началась эпопея поиска и спасения остатков команды. Выжил ли кто-то, сначала было неизвестно.
История эта насыщена рассказами о мужестве и превратностях судьбы. Она полна героизма и нелепостей, сопровождающих практически любое знаменательное событие.
Как создавался дирижабль
В конце двадцатых годов XX века в Италии происходил рывок индустриализации. Бурно развивалось машиностроение, знаменитые и поныне марки автомобильных компаний поставляли на рынок новые модели. Спускались на воду мощные корабли. Не стояла на месте авиация. Весь мир тогда грезил дирижаблями. Казалось, что вот еще совсем немного, и эти небесные исполины будут перевозить большую часть пассажиров и грузов.
![](/media/i/8/7/3/3/6/6/i/873366.jpg)
«Италия N-4» представляла собой гигантскую сигару длиной более 105 метров и почти 20 м в диаметре с четырьмя гондолами (по паре моторных и пассажирских). Построен он был Умберто Нобиле, уже имевшим опыт в этом деле. Рейс к полюсу тоже был не первым – двумя годами ранее дирижабль «Норвегия», спроектированный этим же инженером, прошел над вершиной мира и достиг Аляски.
На этот раз поход имел более патриотическую нагрузку. Итальянский полярник назвал свой воздушный корабль в честь родной страны. Папа римский, увлекавшийся, кстати, альпинизмом, дал множество ценных рекомендаций по поводу средств выживания при морозе. Они пригодились, как и молитвы, но спасение пришло из тогдашней страны атеистов.
Начало пути
Полет начался 15 апреля. Старту предшествовала тщательная подготовка. Диктатор Муссолини не горел желанием финансировать проект и снаряжение экспедиции, ограничившись официальными почестями. Расходы были оплачены Королевским географическим обществом Италии. Для обеспечения радиосвязи правительство выделило военное судно Citta di Milano.
![](/media/i/8/7/3/3/6/3/i/873363.jpg)
Несмотря на неблагоприятную погоду, дирижабль успешно преодолел путь до Северного полюса и выполнил поставленную задачу. Команда состояла из шестнадцати человек, опытных полярников и специалистов. Высадка планировалась, но не удалась по причине скверной погоды.
Дирижабль пришлось ремонтировать в течение десяти дней в Германии – обшивку потрепали ветра.
В полночь 23 мая путешественники достигли цели. На обратном пути случилась беда.
Неблагоприятные обстоятельства
Катастрофа произошла по двум главным причинам.
Во-первых, движению мешал сильный встречный ветер. Высокая парусность – недостаток всех дирижаблей, мешающий их активной эксплуатации и сегодня. Корабль отклонился от меридианного курса. Штурман не смог этого определить, так как погрешность навигационных приборов в полярной зоне весьма существенная.
Резервный двигатель запустили, и скорость возросла вместе с расходом бензина. Впрочем, значения это, как оказалось, уже не имело.
![](/media/i/8/7/3/3/8/3/i/873383.jpg)
Во-вторых, началось обледенение обшивки. Этот фактор в основном и стал губительным. Даже по неправильному курсу дирижабль куда-то к югу прилетел бы. После обмерзания руля высоты начались серьезные проблемы. С дифферентом на нос воздушный левиафан начал опасное снижение. Стравливание водорода из кормовой цистерны, остановка двигателей и прочие меры борьбы за живучесть должны были помочь. В половине одиннадцатого утра 25 мая связь с «Италией» оборвалась.
Удар о лед
Снижение высоты полета в конечном счете окончилось ударом об лед, на котором осталась гондола с большей частью экипажа – девятью полярниками и одной собакой. Нобиле был в их числе. Шестеро людей стремительно улетели вверх вместе с полегчавшей гигантской сигарой, надутой водородом: они находились в другой обитаемой кабине. Больше их никто никогда не видел.
Еще одного члена команды, механика Помеллы, смерть настигла во время крушения.
![](/media/i/8/7/3/3/5/9/i/873359.jpg)
В ледяной пустыне
Во время последнего радиообмена капитану парохода Citta di Milano были переданы приблизительные координаты дирижабля по состоянию на утро 25 мая, а потому надежда выжить оставалась. К тому же на первое время оставшаяся часть команды была обеспечена продуктами. Был и пистолет, и жилище. Палатку для облегчения поиска покрасили в красный цвет.
Радиостанция сохранила работоспособность, но ее мощности не хватало для обеспечения устойчивой связи. Выходы в эфир долго оставались безответными.
![](/media/i/8/7/3/3/6/4/i/873364.jpg)
Выживание
Команда состояла преимущественно из итальянцев, но были представители и других стран. Самым опытным полярником оказался швед по фамилии Мальмгрен. Если бы не он, члены экспедиции могли погибнуть по разным причинам. Во-первых, Мальмгрену удалось застрелить белого медведя, имевшего свои планы по поводу экипажа и его провизии. Во-вторых, швед знал, какой лед годится для получения пресной воды. В-третьих, он запретил употреблять в пищу ядовитую медвежью печень. Мясо зверя съели.
Обломки дирижабля послужили ценным средством выживания – ими топили печь, сделанную из них же. Быт временно обустроился. Даже спирт имелся – его слили из ненужного теперь компаса и выпили.
Но долго так продолжаться не могло.
![](/media/i/8/7/3/3/6/9/i/873369.jpg)
Поиски
О том, что «Италия» пропала, в мире догадались быстро. Неизвестной оставалась судьба аэронавтов, а потому не было уверенности в целесообразности поисков. Когда 29 мая удалось связаться по передатчику с пароходом Citta di Milano, его капитан Романья просто не поверил сообщению. Моряк почему-то решил, что связистов разрубило винтом. Какие были основания для такого предположения, неизвестно – он и сам позже не смог сказать этого.
Первым уверенно принял сигнал бедствия SOS советский радиолюбитель Н. Шмидт. Он всему поверил.
Амундсен, с которым у Нобиле незадолго до полета возникли трения, проявил великодушие и снарядил поисковую экспедицию. Рискованное дело закончилось трагически – прославленный полярник и пять его спутников погибли после крушения их самолета.
![](/media/i/8/7/3/3/6/5/i/873365.jpg)
Итальянским пилотам удалось найти красную палатку среди льдов и снегов и сбросить им груз с предметами первой необходимости. Команда поняла, что родина о них не забыла. Они приободрились.
Затем на лед сел аэроплан шведского полярного пилота Эйнара Лундборга. Летчик забрал Нобиле с его собакой. Командир вроде бы не желал улетать первым, да и по общепринятым этическим правилам ему полагалось спасаться последним, но Нобиле как-то позволил себя уговорить.
Далее ситуация развивалась курьезно. Во время второго рейса Лундборг разбил свой самолет и тоже оказался в числе терпящих бедствие. За ним прислали еще один аэроплан, забравший его и никого больше.
Еще одна попытка была столь же безрассудной, сколь и неудачной. Смелый голландец капитан Сор выехал спасать итальянцев с двумя сыновьями на собачьих упряжках. Их пришлось самих выручать, а за время полярных скитаний они съели всех своих четвероногих друзей. Хорошо, хоть выжили.
![](/media/i/8/7/3/3/6/0/i/873360.jpg)
Спасение, пришедшее от Страны Советов
Власти СССР для помощи аэронавтам «Италии» срочно снарядили ледоколы «Красин» и «Малыгин». Ледовые заторы смогло преодолеть только первое судно – второе застряло.
![](/media/i/8/7/3/3/6/2/i/873362.jpg)
Советские моряки первыми обнаружили группу, которую вел Мальмгрен. Шведа уже не было в живых, труп его не нашли, да и некогда было искать. По словам двух выживших его спутников, он сам попросил его бросить, отдав свои теплые вещи и провизию. Не исключено, что один из них отнимал еду у другого – состояние спасенного Цаппи было несоразмерно лучшим, чем Мариано. Данные позже показания насыщены ужасными подробностями.
Финал истории известен – все, кто оставался на льдине, были вывезены ледоколом «Красин». Сегодня это судно стало музеем и памятником мужеству советских моряков-полярников.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание