Как в СССР ремонтировали автомобили без запчастей и сервиса

Автомобилей в СССР было не очень много, и ездили на них десятилетиями. Машины зачастую передавались по наследству от отцов детям. Ремонт же автомобиля в Советском Союзе в большинстве случаев превращался в настоящий квест. Автосервисов в стране не хватало, и попасть в автомастерскую было очень сложно.

Ремонтировали машины в СССР автолюбители в подавляющем большинстве случаев самостоятельно. При этом дефицитные запчасти им приходилось "урывать" или "доставать". Некоторые запчасти в СССР можно было купить в магазине. Это называлось "урвать". То есть случайно оказаться у прилавка в нужное время. Но часто разного рода детали приходилось «доставать», то есть покупать втридорога на черном рынке.

Государственные автосервисы

Хотя некоторое количество автосервисов в стране было (на 1972 г. - 694), обычные автолюбители предпочитали в них не обращаться. В таких мастерских владельцам машин зачастую навязывали ненужные им услуги. Ведь СТО приходилось выполнять план по определенным ремонтам. Относились к обычным клиентам в автосервисах потребительски. Без блата и доплаты «сверху» автомобиль в госмастерской могла ожидать печальная участь.

К тому же в автосервисы всегда были огромные очереди. Кузовного ремонта, к примеру, можно было ждать по полгода. Обращались в автомастерские обычно только нерядовые граждане. Это могли быть работники торговли, занимавшие высокие должности, чиновники, военные, спортсмены и пр. Простые граждане занимались ремонтом сами и лишь иногда могли обращаться в "частные" мастерские.

«Частные» мастерские

Никакого малого бизнеса в СССР официально, конечно, не существовало. Но большинство автолюбителей при необходимости легко, через знакомых, находили людей, имевших большой опыт в ремонте машин и оказывавших такие услуги за очень небольшую плату или просто пару бутылок водки.

Какие машины ремонтировали в СТО

Как в государственных, так и в «частных» СТО ремонтировали чаще всего «Жигули». «Москвичи», «Запорожцы» и «Волги» владельцы по какой-то причине в автосервисы практически никогда не пригоняли. Единственное, иногда владельцы таких машин заказывали на СТО серьезный кузовной ремонт, поскольку самостоятельно такую работу было сделать сложно.

Как ремонтировали самостоятельно

Советские машины имели относительно несложную конструкцию. К тому же в книжных магазинах в любой момент можно было приобрести литературу с инструкциями по самостоятельному ремонту. Ремонтировали машины советские автолюбители на дачах, в гаражах или просто во дворах многоэтажек. Новички спрашивали совета у бывалых, и отказывали в такой помощи опытные владельцы машин редко.

Где доставали запчасти

В СТО, несмотря на то что мастера там работали в основном криворукие, запчасти в наличии были практически всегда. Часто эти запчасти продавались из-под полы обычным автолюбителям для самостоятельного ремонта.

Чаще всего таким образом дефицитные детали покупали владельцы «Жигулей». Владельцам «Москвичей» подобную помощь могли оказывать государственные автобазы. Хозяева «Волг» могли покупать запчасти в таксопарках.

Можно было также приобрести все необходимое для ремонта машины у спекулянтов или у работников автозаводов - «несунов». Зачастую на черном рынке стоимость запасных частей превышала государственную в 3-10 раз.

Помимо запчастей у работников СТО, таксистов, «несунов» и т. д. можно было купить и другой автодефицит: хорошие инструменты для ремонта, тосол, краски, эмали и пр.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Ремонтировали ли когда-нибудь свою машину сами?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.