“Понимаю, что с раннего детства занимаюсь искусством”: Евгений Гришковец о писательстве, самовыражении и синтезе искусства сегодня

Евгений Гришковец остается уникальным, странным, магнетическим автором и драматургом, человеком, который по-особенному видит мир и талантливо погружает в этот мир своих зрителей. Свои первые работы писатель представил еще в конце девяностых. И, что удивительно, сразу завоевал любовь своих читателей и обзавелся армией поклонников, которая множится с каждым днем.

Детство и семья

Евгений Гришковец родился 17 февраля 1967 года в городе Кемерово, через несколько лет у него появился брат. Родители старались воспитывать детей без посторонней помощи, бабушек и дедушек.

Через семь лет семья переехала в Ленинград, потому что отец Евгения поступил в аспирантуру, а после окончания семья снова вернулась на малую родину, в Кемерово. Там будущий писатель поступил в университет и отучился год.

Затем была армия, служба на Тихоокеанском флоте. После демобилизации вернулся на учебу, где судьба свела его с Еленой - нынешней супругой. Но романтическая история не успела начаться, потому что Евгений уехал в Германию. Но девушка не выходила у него из головы, и по возвращении он сразу же отправился к ней с предложением руки и сердца.

Сегодня в семье трое детей, семья живет в Калининграде, но Евгений часто ездит в Москву - дела. Но переехать в столицу и постоянно жить здесь не хочет, говорит, столичный ритм жизни не для него.

О писательстве

Мы знаем Евгения Гришковца как человека, который что-то представляет на сцене, причем не просто представляет, а является автором этого "чего-то". Про себя Гришковец говорит, что он "человек-писатель".

К писательству Евгений шел долго. С детства он мечтал заниматься искусством, хотя плохо представлял себе, что это такое. Но знал точно, что хочет выражать свое видение словами. Евгений отчетливо помнит один интересный случай из детства. Однажды он сидел на берегу Азовского моря и просто бросал камешки в консервную банку. Получилось забросить камень только с пятой попытки, и тут его, ребенка, будто бы осенило: а как я это сделал? После непродолжительного детского анализа Евгений пришел к выводу, что он - удивительный человек. Конечно, ему срочно и очень сильно захотелось рассказать родителям и бабушке об этом, но слова не находились, те слова, которыми он смог бы выразить эмоции так же сильно.

В целом почти каждое событие или мысль маленькому Жене хотелось выразить словами так четко и ясно, чтобы слова дошли до каждого человека, с которым он общался. Он отчетливо это понимал уже в детском возрасте. Такое желание сильно в нем до сих пор.

Искусством заниматься очень хотелось. И тогда Евгений пошел на курсы фотографии и был там абсолютно счастлив, за исключением одного - фотографировать не получалось. И педагог очень удивлялся, потому что понимал, что Евгений очень смышленый, даже доверял ему выбрать фотографии для выставки на уровне просмотра негативов. Но сейчас Евгений вспоминает тот опыт с благодарностью, понимает, что благодаря в том числе фотографии с раннего детства занимается искусством.

Любимые книги

Всерьез читать книги Евгений начал лет в 11-12. Конечно, это была фантастика. Но это был не самостоятельный выбор, просто мода. Правда, продлилась она недолго, это был конец семидесятых годов, когда мода на все менялась очень стремительно. После фантастики очень вовремя в руки попал Станислав Лемм, Джек Лондон, другие авторы. Гришковец отмечает: книги, где повествование ведется от первого лица, значительно отличаются от остальных. Это единственный вид искусства, в котором ты, как читатель, отождествляешь себя с автором и проживаешь написанное в своей голове полностью. И хотя Евгений еще точно не определил для себя, что такое искусство и как им заниматься, он точно знал, что ему не нравится театр, балет и опера - направления, которые считаются классическими видами того самого искусства.

Об искусстве сегодня

Евгений Гришковец - писатель, драматург, сценарист, музыкант и даже артист. У него есть несколько ролей в кино, в том числе царя Ивана Грозного. Гришковец уверен: сегодняшнее искусство - это синтез нескольких проявлений, граней. При всем при этом Евгений называет себя одним словом - писатель, и настаивает на этом. Музыкант? У него нет своей музыки, он ее не пишет. Максимум, что может сделать, это исполнять или говорить под чужую музыку. И он очень ревниво относится к своим выступлениям на сцене, говорит, это совсем не моноспектакль, который может передаваться от одного человека к другому. Его работы - это авторские спектакли, от первого и единственного лица, которые, однако, не могут существовать без соответствующего музыкального фона. И вообще, все ответвления искусства давно уже интегрированы друг в друга, и одно часто не может существовать без другого.

О первой книге

Первой полноценной книгой стал сборник "Город". Книга была выпущена благодаря небольшой юридической компании, владелец которой был очарован творчеством Евгения Гришковца. Сам писатель говорит, что в то время он и представления не имел, как издавать и оформлять книги. В этот сборник было включено произведение "Одновременно или одновременно", которое через некоторое время было поставлено на театральной сцене. Интересно, что текст пьесы примерно на треть меньше оригинального произведения. Это нормальная ситуация, потому что театральная сцена дает возможность что-то показать жестами, что в книге, конечно, невозможно без слов.

О своем зрителе

Евгений Гришковец очень четко понимает, кто и зачем приходит на его авторские спектакли, читает его книги. И это не конкретная социальная группа, как может показаться на первый взгляд. Главное, говорит писатель, чтобы человек был достаточно образованным, насмотренным, с широким мировоззрением. Эти аспекты важны для правильного восприятия, анализа, душевной работы. Как говорит сам писатель, его читатель может быть хоть человеком с криминальным прошлым. Главное, что он понимает и идет по пути исправления, пытаясь освободиться и забыть его. Это своеобразная нравственность писателя Евгения Гришковца. В то же время каждый спектакль Гришковца говорит о том, что он - один из нас. Но было время, в начале нулевых, в период высшей популярности Евгения Гришковца, в зале наблюдались откровенно странные персонажи, по глазам которых было видно, что они не понимают, о чем спектакль, что хочет донести автор и каким образом это повлияет на их жизнь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

У вас есть любимая книга Евгения Гришковца?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.