Когда колонизаторы проиграли: первая итало-эфиопская война

События 1896 года повергли «прогрессивное общество» тех лет в шок: африканская армия умудрилась одержать победу над европейской державой. Первая итало-эфиопская война, как бы это странно ни звучало для современников, увенчалась сокрушительным поражением итальянцев в сражении при Адуа.

Эфиопский император Менелик II не только положил конец колониальным амбициям в регионе, но и провозгласил поворотный момент в истории Африки. Сила сопротивления и единства перед лицом колониального господства дала многим народам надежду на восстановление суверенитета.

Колониальные амбиции и народное сопротивление

Конец XIX века ознаменовался ожесточенной борьбой за господство над Африкой. Новых «свободных» земель больше не появлялось, поэтому европейские державы стремились расширить влияние и получить ресурсы за счет безжалостного дележа Черного континента. Полное истребление или гнет чужеземной власти – единственное, что предлагали коренному народу.

Недавно объединившееся королевство Италия в 1895 г. присоединилось к этой гонке. Чтобы добиться международного признания и решить внутренние проблемы, итальянские политики нацелились на Эфиопию, тогда известную в качестве Абиссинии.

Однако местный император Менелик II не собирался сдаваться без боя! Его страна обладала богатой историей и культурой, более того, веками противостояла иностранным захватчикам.

Кульминацией стала Первая итало-эфиопская война (1895-1896): она вошла в историю в качестве первого крупного поражения хорошо организованной и оснащенной последними технологиями европейской армии от африканской. Именно тогда единство колониальных народов в сопротивлении колониальному угнетению начало стремительно распространяться по миру.

Италия: между эмиграцией и престижем

Объединение итальянского государства в 1861 г. ознаменовало рождение нового общества, стремящегося утвердиться на мировой арене. Однако молодая нация столкнулась с валом внутренних проблем, включая демографический кризис, вызванный массовой эмиграцией.

Пытаясь решить эти проблемы, а также желая повысить международный статус, Италия предприняла попытку колониальной экспансии в Африке. Стремление к захвату колоний обусловливали три фактора:

  • демография — перенаселение и массовая безработица вынуждали правительство Италии искать территории для расселения избыточного населения;
  • экономика — колонии неизменно приносили дополнительные ресурсы и/или давали новые рынки сбыта для оживления торговли;
  • политика — колонии могли послужить символом возрождения итальянской империи, укрепляя позиции на международной арене.

Во многом на выбор колониального варианта повлиял премьер-министр Франческо Криспи. Он считал колонии ключом к решению большинства проблем Италии, а также ключом к превращению страны в великую европейскую державу. И именно он инициировал вторжение в Эфиопию в 1895 году.

Тем не менее амбиции не соответствовали возможностями:

  • слабая экономика не была способна поддерживать военные действия;
  • армия была относительно малочисленной и слабо обеспеченной;
  • генералы просто недооценили силы и решимость Эфиопии.

Результатом стал суровый урон для Италии и для всей Европы. Проигрыш в войне обнажил противоречия колониальной политики и показал, что претензии на мировое господство не всегда могут быть реализованы за счет одной лишь идеологии.

Тень Догали и долгая дорога к Адуа

Путь к войне был проложен неудачной попыткой Италии в 1887 году. «Резня при Догали» унесла жизнь 400 солдат, когда колонизатор впервые попытался захватить Эфиопию. Событие стало символом сопротивления и первым предупреждением, на которое итальянское правительство не обратило внимания.

Обе стороны начали готовиться к предстоящему конфликту, мобилизуя ресурсы и заключая союзы. Но у кого-то это вышло лучше. Так, Италия ошиблась в трех моментах:

  • игнорирование событий при Догали;
  • попытки разжечь внутренний конфликт в Эфиопии, которые привели лишь к усилению национального единства;
  • использование некорректного перевода Аддис-Абебского договора в попытке установить протекторат.

В то же время Эфиопия планомерно готовилась к войне:

  • Менелик II привлек иностранных специалистов для оснащения армии современным оружием;
  • народ сплотился вокруг императора, увидев угрозу колониального господства;
  • армия использовала партизанскую тактику, полагаясь на хорошее знание местности;
  • император диверсифицировал связи, налаживая отношения с другими державами.

К началу войны обе стороны были преисполнены решимости. Вот только Италия полагалась на прошлые успехи европейской колонизации, игнорируя реальность, тогда как Эфиопия собирала все ресурсы для отстаивания суверенитета.

Триумф Эфиопии над Италией

Решающее сражение состоялось 1 марта 1896 года, когда эфиопская армия под руководством Менелика II встретилась при Адуа с итальянскими войсками. Несмотря на ранние успехи в партизанской войне, Эфиопия показала, что и в прямом столкновении способна справиться с захватчиками.

Итальянских войск оказалось меньше, чем эфиопских. На тяжелое положение захватчиков также повлияло умелое использование местной армией гористой местности с применением современного оружия и артиллерии, которую предоставила Франция.

Не последнюю роль в победе сыграла правящая семья:

  • Менелик II, будучи опытным полководцем, лично возглавил армию, вдохновляя солдат;
  • императрица Таиту помогала мобилизовать войска и ресурсы, поддерживая боевой дух в тылу.

Как результат, итальянцы были деморализованы и рассеяны, утратив возможность оказывать сопротивление. Тысячи солдат оказались убиты и взяты в плен, а их снаряжение перешло в собственность Эфиопии. Битва при Адуа стала прецедентом, от которого отталкивается история африканцев в борьбе за свои права.

Эхо Адуа

Последствия сражения сотрясли основы колониальной системы и заложили предпосылки для изменения политической ситуации по всему миру.

Италия испытала невероятное национальное унижение, следствием которого стала отставка правительства Криспи и период политической нестабильности. Рост антиколониальных настроений сопровождался вспышками национализма и, как результат, созданием основы для формирования правительства Муссолини.

Эфиопия превратилась в символ африканского сопротивления, а Менелик II стал не только национальным, но и всеафриканским героем. Получив временную передышку, страна получила возможность подготовиться к будущим вызовам.

Наиболее же значимые изменения произошли на международном уровне:

  • европейские державы увидели уязвимость колониализма;
  • колонизированные народы активнее стали бороться за независимость;
  • Первая итало-эфиопская война стала предвестницей будущих антиколониальных движений и войн;
  • она же стала катализатором создания международных организаций, как Лига Наций, для регулирования отношений между колониальными державами и их подданными.

Начался закат колониальной эры и рассвет движения за самоопределение народов!

Заключение

Эта война преподала урок, по сей день оставаясь ярким примером, продолжающим влиять на мир. Она научила важности самоопределения, справедливости и уважения к суверенитету всех народов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А какие вы знаете факты о борьбе африканского народа за свои права?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.