Методика Монтессори - находка для развития детей или пережиток прошлого

Образовательная методика Марии Монтессори из прошлого века определенно находится сегодня на пике популярности. Что такого необычного в этом методе и почему сегодня мы чувствуем необходимость вернуться к нему? Давайте посмотрим на историю Монтессори и ее революционный подход к воспитанию ребенка.

Кем была Мария Монтессори

Мария Монтессори получила медицинское образование по специальности педиатрия и нейропсихиатрия. Благодаря своей работе и научному подходу, сначала с умственно отсталыми детьми, а затем в первом «детском доме» в бедном районе Сан-Лоренцо, Мария Монтессори разработала свой революционный набор материалов, занятий и теорий.

Ее самым важным вкладом было повышение осведомленности взрослых об изменении их взглядов на детство. Мария Монтессори считала, что ребенок – это «человек», обладающий навыками развиваться самостоятельно, через познание себя и мира, в хорошо подготовленной образовательной среде, позволяющей учиться на практике в сопровождении внимательного, терпеливого, ответственного, активного, и любопытный взрослый.

Что такое «игра» Монтессори

Мы цитируем термин «игра», потому что вы вряд ли встретите его на страницах книг Марии Монтессори. Это происходит не потому, что в методе Монтессори не предусмотрены игры или дети не имеют возможности играть в том смысле, который мы все себе представляем, а скорее потому, что значение слова «играть» может привести к недопониманию действия ребенка. Ребенок со всей серьезностью выполняет свою свободную деятельность: он кладет в коробку пуговицу, чтобы отточить свою ловкость, точно так же, как он складывает кубики «розовой башни», чтобы экспериментировать с понятиями «большой» и «маленький». Используя свои руки, ребенок создает свой интеллект настолько, что Монтессори определила руку как «психический орган».

Вот серия игр и занятий Монтессори, в которые ребенок также может играть дома. В школах они разделены и сгруппированы по сферам интересов: практическая жизнь, мелкая моторика, сенсорика, пластическое искусство, космическое образование, чтение, письмо и математика.

Игры, которые способствуют развитию

  1. Обливание — одно из занятий, которое дети любят больше всего (особенно в возрасте от первого года до трех лет). Сначала перенос осуществляется руками, затем ложкой, затем пипеткой или губкой.
  2. Начиная с 18 месяцев, можно предлагать занятия, стимулирующие языковое развитие. Трехмерный объект необходимо распознать и сопоставить с соответствующим ему изображением. С 3-летнего возраста можно добавить именную табличку, которая позволит ребенку ознакомиться с соответствующим графическим знаком.
  3. Практическая жизненная деятельность. В эту категорию входят все те действия, которые помогают ребенку развивать самостоятельность и самообслуживание: мытье рук, накрытие на стол, мытье стакана, уход за растением, выжимание цитрусовых, шнурование, просеивание и т. д.
  4. Предварительная письменная деятельность. Использование подноса с кукурузной мукой, серии картинок с абстрактными следами или графическими знаками (буквами или цифрами). Ребенок воспроизводит внутри лотка отметку на выбранной бирке.

Предпосылки к учебной деятельности

Здесь тоже есть ряд игр, которые помогают плавно перейти от игровой деятельности к учебной.

  • Формы и цвета. Необходим ковер и несколько геометрических фигур или однотонных карточек. После того, как форма (или цвет) выбрана, поместите предмет в угол ковра, и ребенку придется искать в окружающей обстановке десять предметов одинаковой формы или цвета.
  • Монтессори алфавит. Это коробочка, содержащая все буквы алфавита в нескольких экземплярах, разделенная на отдельные отсеки. Буквы выполнены из дерева и окрашены в два разных цвета: красный для гласных и синий для согласных. С помощью этих букв дети испытывают первые словесные конструкции.
  • Розовая башня Монтессори. Десять кубиков одного цвета, сделанных из дерева, которые приближают ребенка к пониманию большого и маленького уже с 18 месяцев. Соотношение между кубиками научное: самый маленький вписывается в самый большой ровно десять раз, и ребенок, сам того не осознавая, с раннего возраста приучается работать с десятичной шкалой.
  • Математический жемчуг. Чтобы приблизить детей к математике, Мария Монтессори выбрала эти натуральные камни. Жемчужины развязывают для счета единицы, завязывают «как палку» для обращения с десятками, «как кубик» для показа сотен, они превращаются в «цепочку из 1000» и остаются висеть в классе, чтобы сиять и привлекать детей от 3 лет. возраст.

Эти и другие материалы требуют углубленного изучения преподавателями, чтобы их можно было использовать в обучении.

Что происходит в школах Монтессори

Ребенка до 3 лет считают «исследователем», которому необходимо познавать окружающую среду с помощью своих пяти чувств. Предлагаемые материалы должны быть красивыми, увлекательными, изготовленными из натуральных материалов и «сильных характеристик», таких как дерево, керамика, стекло и металл. Опыт, который получат дети в этот период жизни, заложит основу для их роста. Их сенсорный словарь также станет широким и богатым в результате частоты и качества переживаемых ребенком чувственных переживаний. Взрослым придется воспринимать себя скорее как режиссеров или кураторов среды, чем как аниматоров или артистов, и быть добрыми, любящими и сдержанными. Характеристики обучения Монтессори, то есть свободный выбор, используемые материалы и самостоятельное обучение, не перестают присутствовать при продолжении школьной программы.

Когда уместно начинать образовательную программу Монтессори

С самого первого дня жизни. В книге Марии Монтессори «Тайна детства», в которой мы можем найти ее представления о начале жизни, она утверждает, что очевидна необходимость заботиться, уважать и защищать существо, обладающее всеми возможностями для самовоспитания, если погружение в гостеприимную, подходящую и стимулирующую среду. В начале жизни ребенка закладывается основа для всего будущего развития с точки зрения взаимоотношений, автономии, самооценки, доверия и компетентности. Мария Монтессори называет новорожденного «духовным эмбрионом», чтобы помочь взрослым понять, насколько разум ребенка, с момента первого вдоха, так же, как и эмбрион в утробе матери, нуждается в благоприятных и способствующих условиях для наилучшего развития. Монтессори учит нас, что ребенок лучше, чем кто-либо другой, может показать нам, как быть с ним наилучшим образом.

А в чем подвох

Мы видели много плюсов метода Монтессори, есть ли минусы? Что следует подчеркнуть и о чем слишком часто забывают, так это то, что принятие образования Монтессори требует большой приверженности, настойчивости, смирения и терпения: за ребенком нужно наблюдать, чтобы его понимали, окружающая среда должна каждый раз подвергаться сомнению. это не кажется функциональным, взрослый должен быть сдержанным, с мягким суждением, контролем и направленностью.

Более того, еще одним проблемным аспектом является то, что педагогика Монтессори, продукт прошлого века, не концентрирует свое внимание ни на групповой работе (которая, как мы знаем сегодня, имеет основополагающее значение для развития «навыков XXI века», таких как сотрудничество, сопереживание, и управление конфликтами) или о взаимосвязи между обучением и технологиями.

Заключение

В сегодняшнем сценарии мы не можем позволить себе отделить эти элементы от нашей среды обучения. Поэтому, если мы решим использовать подход Монтессори для обучения наших детей или включить элементы этого метода в наши занятия, важно помнить, что эти аспекты необходимо будет интегрировать. Официальные школы Монтессори догоняют их, запуская некоторые программы по интеграции компьютеров в класс и уважая принципы, общие для всей деятельности Монтессори.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Что вы думаете о методе Монтессори? Подходит ли она современным детям?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.