Меньше эмоций, больше конструктива: что испытывают россияне, когда нужно сообщить сотруднику об увольнении

Увольнение — это всегда неприятное и драматичное событие. И воспринимается оно близко к сердцу не только теми, кого увольняют, но и теми, кто увольняет. Аналитики из Исследовательского центра портала Superjob.ru опросили 1000 работодателей, чтобы узнать, что они испытывают, когда сообщают сотрудникам столь неприятную новость.

Меньше эмоций

На самом деле опрос показал, что увольнение с годами стало менее драматичным, нежели это было ранее, например, лет семь назад. Тогда, в 2017 году, только 17 процентов работодателей и рекрутеров признавались в том, что спокойно сообщают новость об увольнении. Сегодня этот показатель достиг 26 процентов.

Семь лет назад 3 процента работодателей испытывали чувство вины, а сегодня — 1 процент. Неловкость чувствуют сегодня 6 процентов работодателей, а семь лет назад этот показатель равнялся 11 процентам.

Волнение, напряжение, дискомфорт — эмоции, которые испытывают 18 процентов работодателей. Сожаление, жалость — то, что испытали к уволенным сотрудникам 10 процентов опрошенных. 5 процентов признались, что почувствовали облегчение.

Почему так? Неужели люди стали менее эмоциональными? Скорее всего, дело в правильном планировании беседы. Сейчас этим занимаются 49 процентов работодателей. Подбирают правовые обоснования для увольнения 17 процентов рекрутеров, учатся работе с возражениями 22 процента.

Если вы приняли решение кого-то уволить, то возьмите на вооружение следующие рекомендации. Благодаря им в беседе будет больше конструктива и меньше драматизма.

Начните с сути

Не нужно вести с сотрудником светскую беседу. Если ранее вы были не слишком разговорчивы с подчиненными, то человека это сразу насторожит. Кроме того, такая стратегия поведения подтвердит, что вы испытываете смущение, неловкость, угрызения совести, чувство вины и т. д. Поэтому сразу скажите сотруднику о том, что у вас для него плохие новости.

Говорите в прошедшем времени

Используйте два-три предложения, чтобы сказать об увольнении. Обратите внимание: нужно говорить в прошедшем времени. То есть человека не «увольняют», а «принято решение о его увольнении». Тем самым на подсознательном уровне собеседник понимает, что не может повлиять на ситуацию. Все уже решено, и просить остаться бессмысленно.

Ваша речь может звучать так: «Иван Иванович, в позапрошлом месяце ваш отдел показал наихудшие результаты, мы с вами об этом говорили. Недавно я получил отчет за позапрошлый месяц и увидел опять регрессию. На основании этого было принято решение о вашем увольнении».

Никаких задушевных бесед

Как бы вам не было жалко сотрудника, держите себя в руках. Не говорите фраз наподобие «Я понимаю, как вам сейчас тяжело, как вы себя чувствуете». Нет, не понимаете, поэтому утешить не можете. Тем более что вы не психотерапевт. Сохраняйте деловой тон беседы.

Также неуместно философское высказывание о том, что вы понимаете, как сейчас человеку плохо, но знаете, что это к лучшему. Не обесценивайте чувств сотрудника. Увольнение — это очень драматичное событие. Подобные пафосные фразы могут разгневать уволенного человека, поэтому не провоцируйте конфликт, когда сотрудник на эмоциях.

Проявите эмпатию

Речь идет не о том, чтобы утешать, а о том, чтобы выслушать человека. Пусть он поплачет, пусть даже выговорится. Не перебивайте. Вы можете сделать сочувствующий вид, но избегайте высокопарных фраз.

Самым лучшим утешением в данном случае станет ваше пояснение относительно дальнейших действий человека. Скажите, куда ему нужно подойти, чтобы забрать документы. Расскажите, какое пособие, какие выплаты он получит и в какие сроки. А вот говорить о том, что все финансовые нюансы вы обсудите позже, категорически запрещено. Этим вы морально добьете человека. Поэтому перед беседой обязательно соберите всю информацию по этой теме, чтобы дать подробную инструкцию и ответить на все правовые вопросы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам когда-нибудь приходилось кого-то увольнять?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.