Обнаружил органические соединения, изменчивость метана и изучил историю воды: 10-летняя история марсохода Curiosity

6 августа исполнилось ровно 10 лет с тех пор, как марсоход НАСА Curiosity приземлился в 2012 году на Марсе. За это время он проехал всего 29 км по Красной планете, но помог открыть немало удивительных вещей. Например, обнаружил органические соединения, изменчивость метана и изучил историю воды.

Космический внедорожник

Селфи аппарата Curiosity на 360 градусов, сделанное с помощью камеры на роботизированной руке

"Кьюриосити" относится к марсоходам 3-го поколения. По сравнению со своими предшественниками Sojourner, Spirit и Opportunity он выглядит гигантом, способным нести на борту сразу несколько полноценных научных лабораторий.

Его масса составляет 899 кг, размеры 3,1×2,7×2,1 м – полноценный багги, на котором могли бы с комфортом разместиться пара человек. Для сравнения самый первый "Соджорнер" весит менее 11 кг и напоминает радиоуправляемую машинку (0,65×0,48×0,3 м).

Есть ли жизнь на Марсе

Панорамный вид пустынных окрестностей Марса

В переводе Curiosity означает "любопытство". И вовсе не случайно. В рамках миссии Mars Science Laboratory его отправили исследовать кратер Гейла, чтобы найти следы жизни и изучить эволюцию воды на Красной планете. Дополнительно марсоход оснастили приборами для исследования геологических структур и климата.

Аппарат был запущен на ракете Atlas-V 26 ноября 2011 года с мыса Канаверал в США, и спустя 9 месяцев успешно приземлился на Марсе в кратере Гейла 6 августа 2012 года.

Этап приземления марсохода стоимостью 2,5 миллиарда долларов был самым ответственным. Его назвали "7 минут ужаса", так как спуск на Марс является сложным. Когда "Кьюриосити" отправил свои первые изображения поверхности планеты обратно на Землю, в NASA возликовали.

Полноценный юбилей

Открытка с Красной планеты, отправленная марсоходом в честь 10-летнего юбилея

Curiosity оказался "крепким орешком". Изначально продолжительность миссии была рассчитана на 1 марсианский год, что равно 686 дням на Земле. Однако спустя 10 лет он по-прежнему в строю. Миссия продлена на неопределенный срок, пока работает оборудование.

За это время "Любопытный" исследовал кратер Гейла. Затем поднялся на 625 метров в предгорья горы Шарп, преодолев 29 км песчаной и каменистой поверхности в условиях космического холода. Какие научные открытия сделаны с его помощью?

Обнаружил органику

Автопортрет "Кьюриосити" на дне высохшего водоема

Ученые и не надеялись, что "Кьюриосити" выявит живых существ. Важно было понять, могла ли зародиться микробная жизнь в далеком прошлом. Кратер Гейла выбран не случайно. Предполагалось, что раньше в нем был водоем с жидкой водой.

Исследовательский модуль подтвердил догадку и помог проследить, что происходило с водоемом по мере старения и остывания Марса. Уровень озера то повышался, то понижался. Даже когда вода испарилась с поверхности, в породе еще долгое время оставалось много влаги, о чем говорит присутствие красно-желтого минерала ярозита.

Самым важным открытием стало обнаружение в 2018 году органических соединений в осадочной породе возрастом 3 миллиарда лет. Сами по себе они не являются стопроцентным доказательством, что в далеком прошлом Красная планета была обитаемой. Но эти молекулы служат "строительными кирпичиками" и едой для микробов.

Кроме того, Curiosity обнаружил фиксированный азот в форме нитратов, который является важным элементом для биологических процессов. То есть, в принципе Марс обеспечивал необходимые условия для жизни миллиарды лет назад.

Изменчивость метана

Облака, дрейфующие в редкой атмосфере, сняты в 2022 году

В 2019 году научный мир облетела сенсационная новость – в марсианской атмосфере обнаружен метан. Причем, в немалых количествах. Почему это важно? На Земле газ в основном образуется в результате жизнедеятельности живых существ.

Спектрометром марсохода выявлены колебания концентрации метана в приповерхностной атмосфере, где аппарат собирает образцы. Его выбросы совпадают с периодом потепления – марсианским летом.

Чтобы увидеть облака, необходимы специальные методы визуализации

Не исключено, что он вырабатывается микроорганизмами, живущими под поверхностью Марса, где гораздо теплее и может находиться вода в жидком виде. Но это лишь догадки. Предстоит еще много работы.

Как считаете, когда ступят люди на Красную планету?