Побег из Советского Союза в Турцию, который в 1962 году совершил 20-летний Петр Патрушев, кто-то называет предательством, а кто-то — подвигом, но сложно оспорить, что это было уникальное достижение человеческого духа и тела. Ведь молодой сибиряк совершил ночной 30-километровый заплыв по морю через отлично охраняемую государственную границу, не имея никакого снаряжения, кроме ласт.
Ранние годы
Петр Егорович Патрушев появился на свет 26 мая 1942 года в городе Колпашево, расположившемся на берегу Оби в Томской области. Он стал третьем ребенком в семье. Его отец работал ветеринаром, но за месяц до рождения сына ушел на фронт, где вскоре погиб, защищая Ленинград.
Окончив 8 классов, 14-летний юноша переехал в Томск и поступил в техникум на специальность технолога по режущим инструментам. Помимо учебы он увлекался чтением книг по психологии, истории, философии. Так формировались его взгляды на бытие и особое вольнодумство. Но главной страстью Петра, выросшего возле большой реки и с детства полюбившего воду, было плаванье.
В новом городском бассейне он проявил себя как пловец с незаурядными способностями, его быстро заметили тренеры. Патрушев окунулся в спортивную жизнь: начал постоянно ездить на сборы, колесить по стране, выступая на соревнованиях. Когда пришел срок идти в армию, Петр в качестве перспективного спортсмена попал в новосибирский Спортивный клуб армии, где он должен был одновременно служить и тренироваться, повышая свои навыки пловца.
Недоброжелатель со связями
Однако в удачно складывающуюся судьбу Патрушева вмешались сторонние силы. Оказалось, что у него и у его тренера есть неумолимый недоброжелатель. Директором бассейна, в котором тренировался Петр, был некий Школьник, бывший сотрудник КГБ и соратник Берии, сосланный Томск на тихую должность после ареста и казни Лаврентия Павловича. Школьник невзлюбил Патрушева, и руководствуясь мелочной мстительностью и личной неприязнью, воспользовался своими связями.
Звонка в КГБ Новосибирска оказалось достаточно, чтобы Петра внезапно перевели в обычную часть, где он столкнулся с суровой дедовщиной. Как и любой серьезно занимающийся плаваньем человек, Петр был настоящим атлетом, поэтому он не побоялся вступиться за товарища, защищая его от нападок старослужащих солдат, но его жестоко избили и намекнули, что в следующий раз изувечат или убьют.
Спасая жизнь, Патрушев довольно искусно симулировал психическое расстройство и оказался в психиатрической больнице города Томска, откуда сбежал и на первых порах поселился у своего тренера, Генриха Булакина. Врачи, опасаясь ненужного шума и неприятных последствий, согласились отдать беглеца на попечение брата. Но Петр, понимая, что его оставили в покое лишь временно, решился на смертельно опасное дело.
Легендарный заплыв к свободе
Патрушев решил вплавь убежать из СССР. Для этого он приехал в Батуми, от которого до границы с Турцией примерно 15 километров. Однако эти километры безуспешно пытались преодолеть несколько пловцов. Одних ловили пограничники, другие не смогли справиться со встречными течениями, третьи тонули, обессилив, натолкнувшись на глубинные бомбы или запутавшись в оградительных сетях.
На пути к свободе стояли многочисленные преграды и трудности: ночь, непредсказуемое море, поисковые прожекторы, пограничные катера, радары, сети и, конечно, бдительные пограничники, которых Патрушев в своей книге о побеге сравнивал с азартными рыбаками, а себя чувствовал рыбой. Из-за всех этих препятствий дистанция заплыва увеличивалась как минимум вдвое. Но Петр был полон решимости рискнуть жизнью ради возможной свободы.
Ему удалось незамеченным проплыть мимо всех опасностей. Турецкие спецслужбы с сомнением отнеслись к первому советскому гражданину, который смог невредимым проникнуть сквозь мощнейшую советскую государственную границу в этом месте. В Патрушеве заподозрили агента КГБ, потребовался год допросов, чтобы он доказал, что совершенно чист и сбежал из Союза в поисках лучшей жизни. В СССР же был проведен показательный суд, который приговорил беглеца к высшей мере наказания, ему инкриминировалась измена Родине.
Новая жизнь
После мытарств в Турции Патрушев уехал в 1964 году в Австралию и в 1968 получил гражданство этой страны. Петр Егорович раскрыл в себе способности журналиста и переводчика. Он написал множество статей для престижных англоязычных изданий, работал переводчиком, был консультантом и экзаменаторам в Национальном Агентстве по аккредитации переводчиков, состоял в Международной Ассоциации, объединяющей переводчиков-синхронистов
Именно он выполнял функции основного переводчика при австралийских премьер-министрах во время визитов Горбачева и Путина. В марте 2016 года Петр Егорович скоропостижно умер от инсульта, не дожив двух месяцев до своего 74-летия.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание