Владение двумя языками защищает от ухудшения когнитивных функций

Существует около 200 наций и приблизительно 6000 языков. Отсюда следует, что двуязычие гораздо распространенней, чем многие из нас могут представить. Это факт, который явно подрывает господствующую модель "в одном государстве - один язык", обусловленную объединением отдельных регионов и культур в более крупные нации.

Чем нам грозит двуязычие?

С течением времени изменяются взгляды на эту тему, и в последние десятилетия были проведены исследования, освещающие влияние двуязычия на когнитивное и языковое развитие. Вопрос о том, может ли двуязычие предотвратить развитие болезни Альцгеймера, долгое время привлекал внимание и до сих пор вызывает споры по поводу его эффективности в борьбе со снижением когнитивных способностей.

Изучение этого вопроса имеет свои трудности, поскольку речь идет о двух сложных состояниях, исследование которых требует учета множества эмоциональных, когнитивных, лингвистических и социальных переменных. Поэтому результаты исследований в одном контексте не могут быть обобщены на всю популяцию.

Следует также учитывать различные формы владения двумя языками. В зависимости от времени изучения второго языка можно выделить две формы: раннее (или одновременное) двуязычие, которое формируется в раннем детстве, и последовательное двуязычие, когда второй язык осваивается позже в жизни.

Исследования раннего двуязычия, проводимые до 4-6 лет, сосредотачиваются на структурных изменениях, которые происходят в развивающемся мозге при владении несколькими языками. В этот критический период мозг выбрасывает большое количество нейронов и формирует новые связи и схемы, среди которых особенно выделяются фонологические контрасты – способность различать звуки. Непривычные звуки не включаются в этот процесс, что делает их сложными для изучения в дальнейшем.

Исследования последовательного двуязычия изучают разные этапы овладения вторым языком. Выделяются три возрастных группы: до 12-15 лет, от 16 до 30 лет и от 31 до 60 лет.

Необходимо также учесть разнообразие навыков владения языком, начиная от базового словарного запаса в 6000 слов до владения 60 000 словосочетаниями на двух языках с минимальными ошибками.

Ошибки, допускаемые при речи и письме, часто представляют интерес для изучения. Чаще всего ошибки возникают при воспроизведении разговорной речи, чем при чтении или аудировании, где они минимальны. Это связано с тем, что процесс создания устной и письменной речи более сложный и включает в себя выбор, идентификацию, организацию, оценку и завершение сказанного.

Понимание языка и умение говорить на нем – это две разные вещи. Понимание языка лингвистически проще, поскольку предполагает распознавание уже изученных материалов. Однако мы не можем игнорировать тот факт, что понимание скрытого смысла требует дополнительных усилий.

Новое исследование

Исследование DELCODE, которое включало 746 участников из разных возрастных групп, предлагает интересные данные о взаимосвязи между двуязычием и старением. В частности, исследование показало, что двуязычие, независимо от возраста, оказывает положительное влияние на когнитивные функции, включая обучение, общую и рабочую память, исполнительные функции и языковые навыки.

Структурно двуязычные люди имеют больший объем серого вещества по сравнению с одноязычными. Это относится как к двуязычным людям в молодом возрасте, так и в среднем возрасте.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А сколько языков знаете вы?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
аглицкий знаю на ура. немецкий испарился за ненадобностью
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.