Драконы являются неоднозначными существами. В некоторых историях они выступают мудрыми советниками, в других - жестокими убийцами. Кто-то считает их символом удачи, здоровья и власти, а для кого-то они предвестники смерти. Даже в славянской мифологии был дракон - Змей Горыныч, или просто Змий.
Общие сведения
Дракон - одно из самых известных существ в древней мифологии, и во многих культурах этот зверь (или одна из связанных с ним форм) присутствует в фольклоре. Например, в странах Восточной Азии драконы являются символами власти, силы и удачи. Считается, что это доброжелательные существа, которые имеют власть над водоемами, дождями и наводнениями. В Западной Европе, напротив, драконы рассматриваются как злобные ящеры, которые сжигают деревни, убивают скот и нападают на людей. Один из популярных мотивов западноевропейского искусства - убийство дракона святым Георгием. Славянский же Змей является менее известным драконом, но не упомянуть о нем нельзя.
Добрый или злой? Все зависит от пола
В некоторых славянских странах драконов можно рассматривать как добрых или злых, в зависимости от их пола. Например, в болгарских легендах самцы-драконы считаются защитниками сельскохозяйственных культур, тогда как женщины-драконы стремятся уничтожить плоды мужского труда.
Ось зла
В других частях славянского мира дракона считают злым существом, которое чем-то напоминает западноевропейского собрата. В России и Украине существует драконоподобное существо, Змей Горыныч. Его изображают в виде опасного ящера с тремя головами, которые извергают пламя. Лучше не становиться у него на пути.
Однако в Сербии такой Змей Горыныч считается доброжелательным существом, подобно драконам Восточной Азии. Дракон Сербии отличается от общепринятого канона: у него змеиное тело и баранья голова. Говорят, что такие драконы защищают людей от Ала и Азжады, существ, которые приносят плохую погоду, шторма, уничтожают посевы.
Трансформация
Помимо того что славянские драконы обладают силой и мудростью, считается, что они могут принимать различные формы, в том числе и человеческие. В таком виде они могли преследовать женщин (откуда, собственно, и пошли рассказы о принцессах, похищенных драконами). Считалось, что некоторые змеи так увлекались преследованием дам, что окончательно забывали о защите сельскохозяйственных земель от непогоды.
Но когда урожай уничтожался стихией, жители деревни собирали и изгоняли любвеобильных драконов из домов местных женщин. Пристрастие драконов к дамам стало основной темой сербских сказок о Змее, к примеру, таких как “Царица Милица” и “Змей из Ястребаца”.
В истории рассказывается о том, как царицу Милицу каждую ночь в течение года посещал Змей из Ястребаца. Когда ее муж, сербский правитель XIV века царь Лазарь, услышал это, он попросил царицу спросить Змея, боится ли он кого-нибудь кроме Бога на этой земле. Так он пытался выведать, каким образом можно избавиться от незваного ночного гостя. Дракон признался царице, что есть в деревне Купинова на равнине Сирмия деспотичный Змей Вук. На следующее утро царь посылает за Вуком и тот убивает дракона из Ястребаца.
Змей Вук
Исследователи отметили, что Змей Вук был реальной исторической фигурой. Это был деспот Вук Бранкович, который жил во второй половине XV века и считался потомком дракона. Изображение Вука Бранковича как героя показывает, как история и легенда могут быть объединены в соответствии с потребностями правящего лица.
Кстати, Вук был не единственным сербским правителем, использовавшим легенду о Змее для укрепления своего имиджа. Есть и другие государи, которые утверждали, что их отцы на самом деле были драконами. К ним относятся сын и преемник царя Лазаря Стефан Лазаревич, а также Стоян Чупич и Васа Чарапич - две важные фигуры Первого сербского восстания, которое произошло в начале XIX века.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание