Прививка от COVID-19 не подействует на людей с пониженным иммунитетом. Врачи предложили альтернативы

Производители лекарств все чаще обращаются к моноклональным антителам, чтобы защитить миллионы людей, которые не могут использовать вакцины. Но возникают вопросы об их стоимости и долгосрочной жизнеспособности.

Сейчас внедрение вакцины от коронавируса набирает обороты. Однако определенная часть населения рискует остаться без защиты. Это миллионы людей по всему миру, у которых слабая иммунная система.

Люди с ослабленным иммунитетом

Хотя точное число людей с ослабленным иммунитетом во всем мире неизвестно, медицинская статистика показывает, что только в США их около 10 миллионов человек (3 % населения страны). Это число охватывает широкий спектр, включая наследственный или приобретенный иммунодефицит, хронические заболевания, которые ослабляют иммунную систему (ревматоидный артрит и другие), а также пациентов с трансплантацией органов, которые должны принимать иммуносупрессивные препараты.

Для них вакцины могут оказаться не столь эффективными. Поэтому фармацевтические компании по всему миру спешат разработать альтернативные методы лечения, которые обходят иммунную систему.

Лечение моноклональными антителами

Наиболее распространенным вариантом является лечение моноклональными антителами. Эти искусственно созданные антитела имитируют естественный иммунный ответ организма, связываясь с ключевыми участками белка вируса и предотвращая его проникновение в клетки. Компании AstraZeneca, Regeneron и Eli Lilly в настоящее время выясняют, могут ли моноклональные антитела защитить людей с ослабленным иммунитетом от SARS-CoV-2.

Иммуноглобулин

В прошлом единственной альтернативой для людей с ослабленным иммунитетом был иммуноглобулин (IVIG). Брали вещество из плазмы крови здоровых доноров. Инфузии IVIG (капельное внутривенное введение) являлись одним из способов обеспечения пациентов естественными антителами против широкого спектра инфекций.

Но расходные материалы ограничены, а иммуноглобулин стоит дорого. Стоимость лечения одного пациента иногда достигала 30 000 долларов в год. Кроме того, такой метод обеспечивает защиту только в течение трех недель, поскольку концентрация антител в продукте медленно снижается.

Моноклональные антитела

Создание моноклональных антител - это кропотливый процесс. Он включает в себя сначала извлечение широкого спектра антител из крови выздоравливающих пациентов, тестирование их на животных, чтобы определить, какие из них лучше всего нейтрализуют вирус, клонирование выбранных в лаборатории, а затем выращивание их в достаточных количествах в гигантских стальных биореакторах.

Из-за времени, необходимого для получения готового продукта, моноклональные антитела долгое время считались непрактичными против вирусов. Они чаще всего использовались для лечения аутоиммунных заболеваний.

Технологические достижения

Но различные исследовательские программы привели к ряду технологических достижений. Антитела теперь могут быть выделены из крови выздоравливающих пациентов всего за месяц. Вирусологи научились определять участки вирусного генома, которые менее подвержены мутациям. Пять лет назад самый быстрый срок для создания моноклональных антител составлял 18 месяцев. Сегодня это около 10 месяцев.

Еще более важно то, что ученые изменили основную структуру моноклональных антител, что затрудняет их удаление из кровотока. Это означает, что они могут действовать много месяцев.

Новый интерес

Эти разработки вызвали новый интерес к моноклональным антителам в качестве борцов с вирусами еще до пандемии COVID-19. Такое лечение снизило смертность во время вспышки геморрагической лихорадки Эбола в Демократической Республике Конго на 15 процентов. Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний (НИАД) финансировал исследовательскую программу по оценке жизнеспособности выявления моноклональных антител для использования против сезонного гриппа.

В долгосрочной перспективе, когда COVID-19 (как ожидается) превратится в эндемическое заболевание, моноклональные антитела могут использоваться в качестве периодических усилителей каждые шесть месяцев для защиты уязвимых людей с ослабленным иммунитетом даже тогда, когда иммунитет будет достигнут в общей популяции.

Опасения по поводу разрыва в доступе

Одним из главных препятствий для моноклональных антител всегда были ошеломляющие затраты. Средняя годовая цена на одного пациента в 2019 году составила 96 730 долларов. Поэтому доступ был ограничен только самыми богатыми странами. В настоящее время 80% мировых продаж лицензированных терапевтических антител приходится на США, Европу и Канаду.

Фармацевтические компании, производящие моноклональные антитела к COVID-19, настаивают на том, чтобы ценник за дозу не исчислялся десятками тысяч.

Для сравнения отметим, что укол Pfizer-BioNTech стоит 20 долларов за дозу, а вакцина AstraZeneca стоит всего 4 доллара за дозу.

Уже предпринимаются шаги по устранению потенциального разрыва в доступе. Правительство США обязалось сделать 1,5 миллиона доз, заказанных у Regeneron, бесплатными для пациентов, независимо от того, есть ли у них медицинская страховка. В настоящее время эта партия используется для лечения пациентов с легкими и умеренными случаями COVID-19, хотя будущие поставки могут быть использованы в качестве пассивной иммунизации в ожидании одобрения регулирующих органов. Кроме того, стратегия пожертвований будет разработана специально для стран с низким и средним уровнем дохода.

Безопасность прежде всего

Но стоимость - это только одна из проблем, связанных с моноклональными антителами. Необходимо рассмотреть вопросы безопасности, которые будут тщательно контролироваться.

Одним из них является тревожное явление, называемое антителозависимым усилением, которое наблюдалось учеными, пытавшимися создать вакцины против лихорадки денге. Рецепторы на хвостовой области антител обычно связываются с иммунными клетками, позволяя антителам активировать иммунную систему. Однако в некоторых случаях эти рецепторы могут случайно присоединяться и к вирусам, позволяя патогенам проникать в клетки, а не останавливать их. Производители моноклональных антител в настоящее время предпринимают шаги, чтобы минимизировать эту вероятность.

Другой важный аспект заключается в том, что моноклональные антитела могут быстро устареть по мере появления новых вариантов SARS-CoV-2, что уже является проблемой. Недавние исследования, проведенные в США, Южной Африке и Китае, показывают, что продукты Eli Lilly и GSK, каждый из которых состоит из одного моноклонального антитела, могут не работать против одного или нескольких из трех основных вариантов SARS-CoV-2. Эти работы были выпущены на сервере препринтов bioRxiv и до сих пор не прошли рецензирование.

Другая теория предполагает, что использование этих продуктов в качестве экстренного лечения госпитализированных пациентов может способствовать вирусной эволюции. Недавнее лабораторное исследование, проведенное британскими специалистами, показало, что вирус действительно способен намеренно мутировать, чтобы избежать множественных антител, обнаруженных в выздоравливающей плазме. Если моноклональные антитела, полученные из этой плазмы, не инактивируют вирус немедленно, они могут стимулировать его дальнейшую мутацию, создавая новые варианты.

Многие ученые, занимающиеся исследованиями моноклональных антител, считают, что более широкое использование их в качестве пассивной иммунизации в уязвимых популяциях может реально помочь остановить появление новых вариантов.

Все зависит от того, удастся ли доказать, что моноклональные антитела обеспечивают длительную защиту уязвимых групп населения. Положительный результат откроет двери для моноклональных антител, защищающих пациентов с ослабленным иммунитетом в рамках стандартной медицинской помощи.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы знали, что прививка от COVID-19 не подействует на людей с пониженным иммунитетом?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.