"Только не Гурченко": как снимался шедевр советского кино - фильм "Карнавальная ночь"

Этой знаменитой комедией можно наслаждаться ежегодно. Многим телезрителям кажется, что если они не услышат традиционной песенки про «пять минут», новый год так никогда и не настанет. Начиная с 1956-го, в преддверии праздника «Карнавальную ночь» ежегодно транслируют на каком-нибудь из телеканалов.

Картина является настоящим символом Нового года. Думал ли Эльдар Рязанов, начиная съемки, что его незатейливая комедия станет настоящей классикой? Вряд ли молодой режиссер тогда предполагал, какая великая судьба ожидает его творение. Помимо того что лента мгновенно снискала всенародную любовь, она сыграла значительную роль в судьбе восходящей звезды Людмилы Гурченко, став для нее настоящей путевкой в жизнь.

Работа над сценарием

Молодому Рязанову хотелось заняться чем-нибудь серьезным и значительным. Однако тогдашний руководитель «Мосфильма» И. Пырьев настоятельно предложил ему обратить внимание на жанр комедии. Он положил перед молодым режиссером сценарий о встрече нового года, составленный Ласкиным и Поляковым. Работа Эльдару Александровичу совершенно не понравилась. В фабуле он нашел множество несоответствий, которые пришлось исправлять, внося в действие больше динамики.

О первых пробах Гурченко

Параллельно с исправлением сценария приходилось заниматься подбором актеров. Кто-то указал режиссеру на очаровательную второкурсницу Люсю Гурченко. После просмотра проб режиссер решил, что прелестница с осиной талией – не более чем безжизненная кукла на шарнирах, и забраковал ее кандидатуру. «Только не Гурченко!» - заявил он Пырьеву. Но руководитель «Мосфильма» буквально за руку привел Люсю на площадку и велел ее снимать.

Позднее Рязанову удалось понять свою ошибку. Все дело оказалось в небрежности оператора, который не считал пробы чем-то важным, поэтому снимал актрису кое-как.

Надо сказать, что образ Лены Крыловой вовсе не был прописан в сценарии как главный. Это должна была быть просто милая типичная советская девушка – одна из многих. Главной эту роль сделали талант и харизма Людмилы Гурченко.

После выхода комедии

Когда комедия вышла на экраны, молоденькую артистку стали считать эталоном женской привлекательности и красоты. Модницы затянулись в корсеты, чтобы сделать свои талии такими же тоненькими, как у Гурченко. Парикмахерские буквально брались штурмом - всем хотелось завить волосы так же, как у героини в полюбившейся новогодней комедии. Многие мечтали об аккуратной белой муфточке, которой дополнялся костюм Леночки Крыловой. Но такой аксессуар можно было достать исключительно по блату. Его с особенным шиком носили московские модницы – девушки из обеспеченных семей.

Пробы Ильинского

Главная роль - директора дворца культуры Огурцова – пустовала. Вначале предполагалось, что ее будет играть Петр Константинов. Однако режиссер посчитал, что чиновник у него получается вовсе не смешной, а пугающий.

Пырьев предложил пробовать народного артиста Игоря Ильинского. Рязанов очень волновался: как он будет работать с признанным мэтром? В своей книге воспоминаний Эльдар Александрович написал, что Ильинский оказался интеллигентнейшим человеком, отнесшимся к молодому режиссеру с уважением и теплотой. Работать с ним было одно удовольствие. Огурцов у Ильинского получил просто блестящий!

Самый популярный артист 50-х: Юрий Белов

В 50-60-е сложно было найти актера, который мог бы превзойти Юрия Белова по популярности. После участия в таких культовых картинах, как «Карнавальная ночь», а затем «Весна на Заречной улице» он очень быстро стал одним из наиболее желанных артистов советского кино.

О нем стали грезить юные девушки, а актер все продолжал покорять новые высоты. Никто и не предполагал, какие тяжелые испытания ожидают его впереди: заточение в психиатрической клинике (поговаривают, его поместили туда за нелестные высказывания о партии), одиночество, безработица, полный развал карьеры. Но все это будет впереди. А пока Ю. Белов блестяще играет в новогодней комедии, которая станет настоящей советской классикой. Во многом благодаря его участию в картине.

Тамара Носова

Многим запала в душу и игра восходящей звезды советского кино – Тамары Носовой, снявшейся в роли обаятельной секретарши Тоси Бурыгиной. Ее героиня казалась такой забавной и искренней, но при этом зрителям даже в голову не приходило, что на долю актрисы выпали очень тяжелые испытания. Будущая звезда выросла в детском доме и прожила одинокую жизнь, без семьи и детей. Ее кончина была очень трагичной: любимица миллионов умерла после инсульта, в течение нескольких дней никто не приходил к ней на помощь.

Все было впервые

По воспоминаниям Людмилы Марковны, в комедии было много новаторского. Так, до нее актрисы никогда в кадре не пели, а работали под фонограмму. Гурченко удалось открыть новую страницу в кинематографе. Ей приходилось много работать с композиторами и поэтами-песенниками, отбирая музыкальный материал для фильма.

Материал «скучный и бездарный»

Это была первая масштабная работа Рязанова, и она давалась ему нелегко. Многое переснималось, многое не получалось. В самой середине съемок мэтры из худсовета даже возмутились: средства, выделенные на проект, уже почти закончились, а картина готова только наполовину. Материал был единогласно назван скучным и бездарным. Руководство мечтало его поскорее закончить, сдать, получить положенный за плохую работу нагоняй и навсегда забыть.

Как режиссеру удалось все исправить

Рязанов решил воспользоваться импровизацией — он начла вставлять в картину случайно услышанные фразы и байки сценаристов и артистов. Это был его первый опыт такой работы.

Так, режиссеру удалось узнать, что в стране появились разные общества мошенников, которые занимались чтением лженаучных лекций, которые длились часами, не принося слушателям никакой пользы. Однако организаторы получали за них деньги. И Рязанов вписал в сценарий персонажа Сергея Филиппова — лже-лектора, чья речь была буквально растаскана на цитаты. Именно с его слов миллионы телезрителей узнали о том, что «науке не известно», «есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе…», а также о том, что лучше всего пить коньяк «пять звездочек».

Фильм был забракован заранее. Руководство подгоняло и поглядывало на молодого режиссера сурово и осуждающе. Рязанов долго (в продолжение целых пяти месяцев!) оттягивал показ. А потом вдруг взял и показал готовую полнометражную картину. На первом просмотре, где, кроме режиссера, присутствовали только исполнители главных ролей, Ильинский наклонился к Гурченко и шепнул, что ее ждет большая и долгая популярность.

О судьбе картины

Однако его словам суждено было сбыться только через три года. Целых долгих три года это кино считалось неудачным. Но вдруг, 28 декабря 1956-го, без какого бы то ни было анонсирования, фильм выпустили на экраны. И он сразу же побил все рекорды зрительской популярности. В последующие несколько лет зрители отстаивали на морозе огромные очереди, стремясь купить билеты на «Карнавальную ночь». За первое трехлетие после выхода картины ее посмотрели более пятидесяти миллионов человек.

Мэтрам из худсовета, стараниями которых фильм был забракован, только и оставалось, что пожимать плечами. Критики пели восторженные хвалы артистам, умеющим и плясать, и петь, и режиссеру, тонко просчитавшему, когда нужно закончить один номер и начать показ следующего.

Как и предрекал Игорь Ильинский, Людмила Гурченко стала настоящей звездой. В этом сверкающем статусе она прожила всю свою жизнь. А молодому режиссеру Рязанову пришлось согласиться с мнением И. Пырьева: его настоящее призвание – это комедия.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какое впечатление произвела на вас эта история?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.