Фортепиано – это прекрасный инструмент, издающий чарующие мелодии. Поэтому мы воспринимаем пианистов как настоящих магов и волшебников. Они тратили сотни и даже тысячи часов, практикуя гаммы и разучивая музыкальные произведения. Каждый раз они садились за инструмент и повторяли пьесы снова и снова. Пианисты не знают покоя, пока не доведут процесс звукоизвлечения до совершенства. Для зрителей эти люди, выступающие на большой сцене, являются настоящими небожителями. Они входят в круг избранных и автоматически наделяются всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами. Но что стоит за всем этим тяжелым трудом и магией? Попытаемся разобраться.
Уникальное мышление
Маленькие разряды электричества проходят сквозь нейроны головного мозга пианистов в тот момент, когда их тонкие длинные пальцы прикасаются к клавишам инструмента. С точки зрения нейробиологии мозг виртуозов клавиш работает совсем не так, как у остальных музыкантов. И это все благодаря возможностям инструмента.
Оба полушария сбалансированы
Пианисты (как и все остальные люди) рождаются со способностью подчиняться одному из полушарий головного мозга. У всех нас есть естественное предпочтение, стоит посмотреть на руку, которой мы пишем или держим ложку за обедом. Разница между нами начинает формироваться с самого юного возраста, когда будущих гениев отдают обучаться в музыкальную школу. С помощью многократных повторений малыши разрабатывают обе руки практически в равной степени. И это одно из условий виртуозной игры.
Если бы одна из рук пианиста владела инструментом хуже, мелодия бы так и осталась лишь в нотах. В лучшем случае пианиста-неумеху ожидал бы недовольный свист из зрительного зала. Постоянная необходимость держать в тонусе пальцы обеих рук вызывает определенные изменения в головном мозге. Разумеется, у каждого музыканта сильная рука сохраняет свои преимущества, однако со временем возможности обеих рук выравниваются.
Многозадачность
Пианист с годами искусственно уравновесил влияние правого и левого полушария. А это значит, что ему удалось протянуть связующую нить между лобными долями, которые контролируют эмоциональные реакции, социальное поведение и импульсы. Нейробиологи видят в этом одно большое преимущество. Вместе с этой связью пианисты получают возможность принимать самые рациональные решения, а также применять на практике многозадачные навыки.
Свободное самовыражение
Научное исследование, проведенное доктором Аной Пиньо, обнаружило, что особо виртуозные пианисты научились обходить ту часть мозга, которая отвечает за стереотипное мышление. Это позволяет им лучше выражать собственную аутентичность. Они показывают свое естество и то, что хотят донести до зрителя с помощью музыки. Именно поэтому среди пианистов так много прославленных композиторов. Кстати, и в повседневной жизни отсутствие стереотипного мышления может неплохо пригодиться. По крайней мере, эти люди прекрасно знают, что такое быть самим собой.
Эффективное использование ресурсов мозга
Как только вы в совершенстве овладели своим ремеслом, мозг направляет меньше крови и кислорода в моторный отдел. Ваши движения отточены до автоматизма, поэтому больше нет нужды задействовать дополнительные ресурсы. Тем самым энергия освобождается для других компонентов музицирования, например для выражения собственных чувств и нахождения эмоциональной связи с произведением.
У пианистов особый стиль общения
Вы когда-нибудь присутствовали при импровизации двух пианистов? Эта музыкальная битва может быть расценена как еще один способ общения друг с другом. Это подтверждает исследование, проведенное доктором Чарльзом Лимбом. Во время того, как музыкант начинает импровизировать, активизируется отдел мозга, отвечающий за языковую практику.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание