Ложки, вилки, саморезы: как композитор Джон Кейдж преобразил пианино с помощью некоторых бытовых предметов

Каждый музыкант имеет свои способы разминки перед концертами и ухода за инструментом. В ситуации с пианино кто-то экспериментирует со струнами, как, например, Генри Коуэлл, а кто-то между ними помещает монеты и болты.

Эксперименты композитора

Джон Кейдж настраивает свое пианино именно так - размещая между струнами винтики и монеты. Такие эксперименты он начал устраивать с 40-х годов прошлого века. Например, в 1946 году он продемонстрировал результаты своих трудов в Париже.

Сам композитор родился в Лос-Анджелесе в 1912 г. И позже получил статус одного из самых авангардных композиторов столетия. Его творчество характеризуется, как масштабный комплекс экспериментов. Так, его самая прославленная работа «4 '33» призывает исполнителя находиться в тишине 4 минуты 33 секунды.

В других произведениях творец опровергает традиционную нотацию и применяет разноцветные волнистые линии. Ярким примером тому служит вокальный материал «Ария» (1958 г.).

Борьба с ограничениями

Как известно, пианино имеет определенные гармонические лимиты. И очень сложно на нем исполнить музыку межу 12 полутонами в хроматической гамме.

Кейдж интересовался тональностями, выходящими за пределы традиционного инструмента. И в 1940 году он сочинял материал с некоторой вакханалией. Для этого пианист использовал винты и болты в подготовке фортепиано.

Этот опыт не принес положительных результатов, но только еще больше вдохновил композитора на новые эксперименты.

Его самый известный подготовленный материал называется «Сонаты и прелюдии». Он включает в себя 20 коротких произведений. Создавались они с помощью винтов, болтов, гаек, резины и пластика, помещаемых между струнами.

Именно такие изделия добавили удивительный ударный акцент в нижний регистр. А ноты в верхнем диапазоне стали звучать затемнено с эфирным тембром.

Инструктаж

Кейдж давал подробные инструкции по подготовке инструмента, разъясняя, какая деталь и как должна находиться на каждой струне.

Иногда он посещал репетиции своих произведений и рекомендовал музыкантам исправлять некоторые позиции изделий и вносить другие коррективы в подготовительные действия.

Благодаря четкому контролю Кейджа удавалось добиваться уникального звучания и расширять тональный диапазон инструмента.

Работа Морана и Хаушки

Джон Кейдж был основоположником экспериментов со звучанием фортепиано. А по его стопам пошел Келли Моран. И зачастую этих композиторов сравнивают друг с другом. Но в их подходах есть определенные отличия.

Моран рассматривает быт, как источник полезных предметов для экспериментов. В частности, он применяет столовые приборы. И пианино, подготовленное им, отличается трансовым и колокольным звучанием.

И у Кейджа, и у Морана специфики приготовления меняются в зависимости от инструмента. И приходится экспериментировать с расположением предметов в разных местах.

Еще один экспериментатор – это немецкий композитор с псевдонимом Хаушка (настоящее имя - Фолькер Бертельманн). Он придерживался такого мнения, что подготовка пианино – это развитие звука и абстракция всего инструмента. Можно добавлять слои, создающие подобие оркестра.

Хаушка формирует звуковой ландшафт и в работе, словно дирижирует большим и оригинальным ансамблем. А Кейдж и Моран просто сидят за инструментом.

Кроме этой троицы сегодня мало людей пишут музыку подобным образом. Основу методики положил Кейдж, ставший антиподом академического музыкального развития.

Новые подражатели продолжают осваивать новые направления и считаются современными фортепианными композиторами-экспериментаторами. И в своей деятельности они применяют не только бытовые вещи - столовые приборы или болты, но и электронные устройства.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы относитесь к подобным экспериментам?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.