Каждый музыкант имеет свои способы разминки перед концертами и ухода за инструментом. В ситуации с пианино кто-то экспериментирует со струнами, как, например, Генри Коуэлл, а кто-то между ними помещает монеты и болты.
Эксперименты композитора
Джон Кейдж настраивает свое пианино именно так - размещая между струнами винтики и монеты. Такие эксперименты он начал устраивать с 40-х годов прошлого века. Например, в 1946 году он продемонстрировал результаты своих трудов в Париже.
Сам композитор родился в Лос-Анджелесе в 1912 г. И позже получил статус одного из самых авангардных композиторов столетия. Его творчество характеризуется, как масштабный комплекс экспериментов. Так, его самая прославленная работа «4 '33» призывает исполнителя находиться в тишине 4 минуты 33 секунды.
В других произведениях творец опровергает традиционную нотацию и применяет разноцветные волнистые линии. Ярким примером тому служит вокальный материал «Ария» (1958 г.).
Борьба с ограничениями
Как известно, пианино имеет определенные гармонические лимиты. И очень сложно на нем исполнить музыку межу 12 полутонами в хроматической гамме.
Кейдж интересовался тональностями, выходящими за пределы традиционного инструмента. И в 1940 году он сочинял материал с некоторой вакханалией. Для этого пианист использовал винты и болты в подготовке фортепиано.
Этот опыт не принес положительных результатов, но только еще больше вдохновил композитора на новые эксперименты.
Его самый известный подготовленный материал называется «Сонаты и прелюдии». Он включает в себя 20 коротких произведений. Создавались они с помощью винтов, болтов, гаек, резины и пластика, помещаемых между струнами.
Именно такие изделия добавили удивительный ударный акцент в нижний регистр. А ноты в верхнем диапазоне стали звучать затемнено с эфирным тембром.
Инструктаж
Кейдж давал подробные инструкции по подготовке инструмента, разъясняя, какая деталь и как должна находиться на каждой струне.
Иногда он посещал репетиции своих произведений и рекомендовал музыкантам исправлять некоторые позиции изделий и вносить другие коррективы в подготовительные действия.
Благодаря четкому контролю Кейджа удавалось добиваться уникального звучания и расширять тональный диапазон инструмента.
Работа Морана и Хаушки
Джон Кейдж был основоположником экспериментов со звучанием фортепиано. А по его стопам пошел Келли Моран. И зачастую этих композиторов сравнивают друг с другом. Но в их подходах есть определенные отличия.
Моран рассматривает быт, как источник полезных предметов для экспериментов. В частности, он применяет столовые приборы. И пианино, подготовленное им, отличается трансовым и колокольным звучанием.
И у Кейджа, и у Морана специфики приготовления меняются в зависимости от инструмента. И приходится экспериментировать с расположением предметов в разных местах.
Еще один экспериментатор – это немецкий композитор с псевдонимом Хаушка (настоящее имя - Фолькер Бертельманн). Он придерживался такого мнения, что подготовка пианино – это развитие звука и абстракция всего инструмента. Можно добавлять слои, создающие подобие оркестра.
Хаушка формирует звуковой ландшафт и в работе, словно дирижирует большим и оригинальным ансамблем. А Кейдж и Моран просто сидят за инструментом.
Кроме этой троицы сегодня мало людей пишут музыку подобным образом. Основу методики положил Кейдж, ставший антиподом академического музыкального развития.
Новые подражатели продолжают осваивать новые направления и считаются современными фортепианными композиторами-экспериментаторами. И в своей деятельности они применяют не только бытовые вещи - столовые приборы или болты, но и электронные устройства.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание