Багряная жена: соблазнительная грешница Вавилона, ее роль в христианстве и искусстве

Образ вавилонской блудницы - она же является одновременно и Багряной женой - один из наиболее привлекательных во всем Священном Писании. Именно эта женщина олицетворяет собой наибольший грех. Данный образ вызывает страх и неприятие, однако по каким-то причинам Багряная жена все же стала центральным персонажем искусства. Интересуются ею и представители религии - как минимум, чтобы "знать врага в лицо". По каким же причинам данный персонаж оказался столь привлекательным? Об этом сегодня и поговорим.

Откуда взялся образ?

Считается, что одним из первых источников данного образа является библейская книга Откровения. Именно она является заключительной в Новом Завете. В данной книге описывается, как закончится существование мира, каким образом совершится Божий суд. В Откровении небесный ангел является его автору, Иоанну Богослову. Он предлагает увидеть святому то, как вершится суд над этой великой блудницей. Посланник небес отводит Иоанна в пустыню. Там автор книги Откровения и имеет возможность увидеть эту девицу.

...увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

Оправданная замена названий

Стоит учесть, что когда Иоанн занимался написанием книги Откровения, его родные земли находились под властью устрашающей всех Римской империи. В тогдашнем христианстве было принято однозначное отношение к данному государству. Считалось, что Рим является чуть ли не "филиалом преисподней" на земле. Столицу теперешней Италии считали настоящим воплощением зла и всяческого разврата. Некоторые историки считают, что Иоанн в своем творении использовал символические образы, чтобы передать отношение к этому государству. И в действительности ни о каком конце света в книге Откровения говорить он не собирался. Просто там, где нужно было написать названием "Рим", Иоанн Богослов указывал "Вавилон". Ведь называть вещи свои именами в те непростые времена было крайне опасно. Можно представить, что ожидало бы автора книги, создавшего столь провокационный труд.

Так что такая замена была вполне оправдана. К тому же, Вавилон тоже заслужил себе репутацию грешного города. С давних времен было известно, что этот древний населенный пункт был полон язычников, а также легкомысленных женщин. В эпоху Римской империи упоминать о названии этого города было вполне безопасно: ведь истинный Вавилон к тому времени давно ушел в прошлое. Сама же блудница была избрана Иоанном в качестве еще одного символа, олицетворяющего грех. Она также является одним из наиболее подходящих образов. Ведь женщины в те времена считались глупыми созданиями, которые только и способны на грехи и блуд.

Образ Багряной жены, к которому богословы не остались равнодушными

Вавилонская блудница стала одной из центральных фигур, вокруг которых не прекращались христианские споры. Ее образ постоянно вызывал разногласия. Одни считали, что Багряная жена, восседающая на страшном звере и держащая в руках чашу с вином, является одним из важнейших олицетворений греха. Другие, напротив, полагали, что она как раз является позитивным персонажем, попавшим под власть сил зла и тьмы.

Грех в миловидном образе

На многих полотнах Средневековья изображается женщина верхом на страшном звере. Например, ниже можно увидеть, какой она предстает в Лютеровской Библии, датированной 1534 годом. Страшное создание не может не внушать ужаса и отвращения. Однако вместе с тем сама блудница изображается вполне миловидной. Нельзя сказать, что она каким-то образом может посеять отвращение.

Но все же в христианстве Багряная жена трактуется однозначно: как образ греха. Она красива, так как всякий грех обладает способностью соблазнять человека. А без внешней привлекательности этого произойти не может - этим и объясняется опасная миловидность грешницы.

Также на многих картинах видно, что Багряной жене поклоняются толпы людей. Данное действо также является символическим. Оно указывает на грех, которому покорились многие народы. Ниже можно увидеть, какой представлена Багряная жена в одной из старообрядческих рукописей, датируемых 1800 годом. Здесь тоже, помимо блудницы, присутствуют и другие персонажи - ангелы, народ.

В рукописи, хранящейся в бельгийском Брюгге и датируемой 1470 годом, вавилонская блудница изображается следующим образом.

На всех этих изображениях можно заметить одну и ту же тенденцию. Эта женщина показана совершенно не страшной. Напротив, в отличие от своего "транспортного средства", в роли которого везде изображается мерзкое чудище, она вполне хороша собой.

Толкование с позиции коллективного бессознательного

С психологической точки зрения, в данном случае уместно вспомнить известнейший сюжет народных сказок: прекрасную принцессу захватывает страшный дракон. Именно поэтому она изображается не уродливой, а миловидной. Некоторые психологи предполагают, что такие работы художников являются попросту отражением коллективного бессознательного - точнее, тех образов, которые в нем хранятся.

Другой вариант: "на водах"

В некоторых ранних иконографических работах вавилонская блудница изображается не верхом на страшном звере, а "на водах". Хотя подобный вариант и встречается достаточно редко. В таких работах женщина также олицетворяет древний Вавилон. Причем она держит в руках не чашу, "наполненную грехом", а зеркало. Течение воды изображает различные народы. У каждого из них свой язык - точно так же, как и в Вавилоне жили представители всевозможных этносов. Вода в таких изображениях олицетворяет некое смешение. Ниже можно увидеть изображение вавилонской блудницы на миниатюре XIII века в Англии.

Багряная жена как олицетворение Иерусалима

Если одни историки считают, что вавилонская блудница должна олицетворять Древний Рим, то другие убеждены в том, что она символизирует Иерусалим, где был казнен Иисус Христос. "Падение Вавилона", о котором писал Иоанн Богослов, является в таком случае описанием совершенно конкретного исторического события - разрушения Иерусалима в 70 г. н. э., которое произошло после того, как армия Римской империи захватила еврейские владения.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А что вы думаете об этом неоднозначном образе?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.