Зачем панды развили "ложный большой палец" и почему они стали единственными «вегетарианцами» среди медведей

Панды являются млекопитающими из семейства медвежьих. Еще большую панду называют бамбуковым медведем. Несмотря на то, что эти животные принадлежат к отряду хищников, по факту 99 % их рациона составляет бамбук. В день взрослая особь употребляет до 45 кг этого растения. А едят панды по 15 часов в день.

Гиперзависимость от бамбука

В случае гибели бамбука в каком-то месте, живущие там панды умрут от голода. Такие случаи наблюдались в 1975-м и 1983-м гг. Однако ученые считали, что гиперзависимыми от бамбука медведи стали относительно недавно - порядка 5 тысяч лет назад.

В редких случаях панды могут употреблять в пищу какие-либо другие растения, кроме бамбука. В тех местах, где это доступно, как и все медведи, они едят мелких пернатых, их яйца, рыбу, зверьков, насекомых, иногда питаются падалью. Таким образом они получают дополнительный белок. О том, что изначально панды были плотоядными, свидетельствует их относительно небольшая длина пищеварительного тракта.

Почему панды едят бамбук

Недавно в Китае были обнаружены окаменевшие останки предка этих животных, которые проливают свет на то, как и когда панды стали вегетарианцами, единственными среди медведей. Этому способствовало образование "ложного большого пальца" - увеличенной кости запястья, которую называют "лучевая сесамовидная".

Возраст окаменелостей, которые обнаружились на юго-западе Китая, в провинции Юньнань, близ Чжаотуна, приблизительно 6 млн лет. Они принадлежат дальнему родственнику большой панды, названному Айлураркто. Присутствующий у него ложный большой палец, развившийся в результате эволюции, и дал возможность животному хватать стебли, удерживать и ломать их.

Раньше этот палец был длиннее, нежели у современных панд, но у него не было "крючка" на конце. Этот крючок, как и мясистая подушечка, окружающая основание большого пальца, появились в процессе эволюции, так как на палец приходилась значительная нагрузка веса тела животного.

Ученым было известно, что ложный отросток на запястье у панды существовал уже 100 лет назад. Но вот как давно он образовался, известно не было. В свете последнего открытия стало понятно, что панды стали вегетарианцами уже давно, перейдя с белковой пищи на бамбук, который характерен для природы Южного Китая и доступен круглый год.

Какие интересные факты, связанные с пандами, известны вам?