Почему слово "молодец" портит детей. И как правильно их хвалить

Некоторые родители предпочитают хвалить ребенка, используя слово «молодец». Однако они не задумываются над тем, что такая похвала является бесполезной (а в некоторых случаях даже вредной). Вот какими словами можно заменить или дополнить это слово.

Значения слова «молодец»

Вы должны понимать, что, называя ребенка «молодцом» вы даете характеристику его личности (причем, не точную, а «размытую»), а не совершенному им поступку. Это все равно, что сказать: «Хорошо» или «Плохо». Малыши не всегда понимают, что им нужно сделать, чтобы заслужить похвалу. И они все время будут теряться, что именно предпринять для поощрения и внимания со стороны родителей. Поэтому использовать слово «молодец» нужно адресно и аргументировано.

Вред от данной похвалы

Как уже было сказано, похвала в виде оценки «молодец» может быть вредной. Вот, в каких случаях это выглядит именно так:

  1. Манипуляция ребенком. Вы сказали, что ребенок молодец, когда он все съел, разложил вещи по полкам, вовремя вернулся с прогулки и пр. Вы не заостряете внимания на том, чтобы рассказать о пользе правильного выбора стратегии его поведения. Вас устраивает то, что он хорошо себя ведет, и вы не считаете нужным это объяснять (вести дополнительные разговоры и обсуждения). Такое поощрение больше направлено на ваше удобство.
  2. Похвала-зависимость. Ребенок должен учиться становиться личностью с собственными суждениями, желанием найти свое место в жизни и набраться личного опыта. А если он будет все время слышать сухое «молодец», он будет стараться элементарно вам понравиться или вас порадовать. А именно, сделать так, как хотите вы, а не он сам.
  3. Потеря интереса. Очень быстро малыш потеряет интерес и любопытство. Он научится делать то, что у него хорошо получается и перестанет экспериментировать.
  4. Умаление достижений. Сказать одно слово вместо того, чтобы похвалить за что-то конкретное – это кража достижений ребенка.

Озвучивание того, что вы видите

Вместо слова «молодец» или в дополнении к нему нужно озвучить то, что он сделал. Например: «Какой ты молодец, что так красиво и быстро завязал шнурки», «Как оригинально у тебя получилось нарисовать птичку».

Подробное описание и сравнение увиденного

Отличным методом похвалы будет более подробное описание того, что сделал ребенок. Например, вместо того, чтобы просто в двух словах похвалить малыша за то, как он нарисовал птичку, рассмотрите рисунок более подробно и остановитесь на каждой детали. Например, скажите, что очень качественно получились крылышки, а лапки выглядят менее естественными, но по-своему оригинально оформленными. Давайте сравнительную характеристику, при этом хваля все, но в большей или меньшей степени. Тогда у ребенка появится мотивация что-то усовершенствовать или посмотреть с другого ракурса.

Вопросы вместо похвалы

Очень эффективной является стратегия задавать вопросы вместо того, чтобы просто хвалить. Рассмотрим пример с птичкой: «Как тебе удалось так красиво нарисовать птичку?» Это будет не просто похвала, а здоровая гиперболизация действия. Ребенок поймет, что он может многое, и это его подвигнет на то, чтобы попробовать еще больше усложнить себе задачу.

Также можно привлечь ребенка к оценке собственной работы. «А что тебе больше всего нравится в твоем рисунке?» Это будет продолжение предыдущей похвалы, которое поможет вашему малышу понять уровень своих возможностей и способностей, а также увидеть свои сильные и слабые стороны (которые он сам же и захочет «подтянуть» до нужного уровня).

Озвучивание своих впечатлений

Нет ничего плохого в том, чтобы ребенок видел вашу радость и старался сделать так, чтобы вам было приятно. Это не значит, что он должен угождать вам в ущерб своим интересам. Просто ему нужно учиться быть добрым и эмпатичным. Говорите о том, что вам нравится, как он рисует (помогает по хозяйству, убирает свои игрушки).

Акцентируйте внимание на том, что он это делает оригинально и необычно. А затем спрашивайте о том, что бы он хотел дополнить в качестве усовершенствования или обретения дополнительных знаний. Например, скажите: «Спасибо, мне очень приятно, что ты помог мне с уборкой. Скажи, а тебе приятно, когда мы убираем вместе? Хотел бы ты еще чему-нибудь научиться?» Так ребенок будет осознавать то, что делает полезное дело, которое доставляет удовольствие и ему самому, и родителям.

Постарайтесь больше общаться с ребенком и хвалить его, озвучивая то, что он делает, а не применять дежурные слова, значения которых для восприятия ребенка может быть неоднозначным.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы обычно хвалите своего ребенка?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.