Поможет мудрость племени Майа: как воспитать детей настоящими помощниками

Современные научные исследования, изучающие проблему воспитания детей, не очень эффективны. А советы, которые дают книги, написанные для родителей, не кажутся полезными. Где же брать нужную информацию, на какие традиции опираться, чтобы воспитать самостоятельного человека? Именно эти вопросы побудили американскую журналистку отправиться в путешествие по миру в поисках ответов. И она готова поделиться со всем миром мудрыми принципами древних культур.

Поиски ответов на вопросы

Журналистка Микаэлин Дуклефф, ставшая мамой, основательно изучила все современные методики воспитания детей. И пришла к неутешительному выводу: ни одна из них не работает. Ей хотелось наладить отношения с трехлетней дочкой, которая все время капризничала и не слушалась.

И тогда Дуклефф отправилась путешествовать по миру в поисках ответов на важные вопросы, касающиеся воспитания детей. Она жила с майя в Мексике, а затем написала книгу, рассказывающую, чему могут научить древние культуры современного родителя.

Ребенок как часть команды

По словам журналистки, дети майа на полуострове Юкатан – самые услужливые ребятишки в мире. Они самостоятельно проявляют инициативу, чтобы помочь родителям по дому. А трехлетняя дочка Микаэлин только разбрасывала игрушки, не желая их собирать. И мать никак не могла заставить ее убрать комнату.

В чем же секрет майя? Родители с рождения говорят детям, что они часть семейной команды. И участие в делах взрослых – это привилегия, а не наказание. По словам путешественницы, каждый ребенок знает, что он делает нечто ценное не только для своей семьи, но и общества в целом. И дети на самом деле получают удовольствие от труда, потому что вносят свой вклад в работу дружной команды.

Быть полезными

Заранее обговоренные графики выполнения домашних дел, как это было у Микаэлин, убивали внутреннюю мотивацию маленькой дочери. А майя воспитывают не просто своих детей, они воспитывают уважаемых членов большой команды. И даже малыши хотят быть полезными, чувствовать, что они – часть того, чем занимаются мать и отец.

А когда родители ругают ребятишек, которые мешают им, например, на кухне, то дети понимают, что есть четкое разграничение, и все дела делятся на мамину-папину работу и дела ребенка, который играет в телефоне или смотрит телевизор.

Если детей просят помочь с уборкой, то они сопротивляются, потому что чувствуют, что это не входит в их обязанности. И виноваты в этом родители: они всегда учили малышей, что дверь в мир взрослых закрыта. И они чувствуют себя освобожденными от ответственности.

Что делать

Родителям под силу изменить вектор воспитания ребенка в лучшую сторону. Дети должны понимать, что они часть команды и, участвуя в домашних делах, будут получать эмоциональное вознаграждение.

Малыши хотят подражать взрослым и помогать им. А те, в свою очередь, учат их это не делать. Поэтому необходимо не проводить границ между взрослыми и детскими делами: они должны быть общими. Начинать нужно с самых легких задач, с которыми могут справиться ребятишки. И постепенно, с возрастом, прокладывать им путь наверх, от простого к сложному. И тогда дети не будут воспринимать труд как принудиловку.

Нести ответственность и получать похвалу

Почему же родители этого не делают? Почему сами убивают инициативу ребенка? Потому что понимают, что они сами справятся с делами гораздо быстрей, чем с помощью малыша. Но этот метод учит сотрудничать детей и взрослых, и при таком подходе ребятишки понимают, что они несут такую же ответственность, как и родители. Они чувствуют ответственность за все происходящее в доме, и вскоре маленький помощник превратится в большого, который самостоятельно помоет посуду или подметет пол.

Когда детям со злостью говорят, что они все делают плохо и неправильно, они теряют мотивацию. Поэтому похвала должна стать наградой за помощь.

Все делать вместе

Да, поначалу может возникнуть некоторое сопротивление. Чтобы этого избежать, родители должны подчеркнуть, что относятся к малышам как к взрослым. И они обязаны вносить свой вклад в развитие семейной команды. Надо внушать ребенку, что он ее важная часть и поэтому все домашние дела делаются вместе.

С детьми старшего возраста сложнее. Но когда они будут просить новый телефон, то взрослые могут, в свою очередь, потребовать помощь по дому. Да, подростки получат то, что хотели, но тоже почувствуют, что полезны родителям. А быть полезным, по словам Дуклефф, – это навык, которому нужно учиться с раннего детства, как чтению, например. И он сближает мир детей с миром взрослых.

Подводим итоги

Сделать своих детей частью команды очень легко: достаточно увлечь их с помощью полезных дел, которые приносят пользу семье.

Наказания совсем не эффективны: они не заставят малышей собирать игрушки или мыть посуду подростков. А похвала, наоборот, поможет им почувствовать себя полезными.

Гнев только усугубит ситуацию. Злиться будут как родители, так и дети, поэтому нужно сделать все, чтобы не разрушить хрупкие отношения.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы хвалите своих детей, когда они помогают по дому?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.