Диета поможет похудеть, а если съесть мороженое, обязательно заболеем: как зомби-идеи разрушают нашу жизнь

Понятие «зомби-идея» когда-то пояснил лауреат Нобелевской премии Пол Кругман. Так называются теории, заблуждения, которые живы в современном мире даже несмотря на то, что наука уже давно разбила их вдребезги. Но почему же тогда мы продолжаем в них верить и как это может навредить нам? Разбираемся в сегодняшней статье.

Примеры

Хотя Кругман и дал определение данному феномену, все равно проще понять, о чем идет речь, на конкретных примерах. Вот несколько распространенных зомби-идей из разных сфер:

  • Здоровье. Съешь мороженое — заболеешь, не наденешь шапку — подхватишь менингит, от всех болезней лечат антибиотики.
  • Здоровый образ жизни. С помощью диеты можно похудеть, нужно делать 10 шагов в сутки, следует выпивать 2-2,5 литра воды в день.
  • Гендерные роли. Муж — голова, а женщина — шея; нормальное хобби мужчины — рыбалка, охота, программирование, а женщины — кулинария, рукоделие, а не наоборот.
  • Социальные отношения. Молодежь глупая, старики консервативные; детей обязательно нужно воспитывать в строгости; раньше жизнь была лучше, а сейчас хуже.
  • Психология. Человек использует только 10 % своего мозга; если человек скрещивает руки на груди, значит, он неискренен.
  • Устройство мира и духовность. Все люди соответствуют по характеру своим знакам зодиака, ежики носят на спине яблоки, есть закон кармы, существует реинкарнация.

Список можно перечислять до бесконечности. И самое интересное, что большинство из вышесказанного не соответствует действительности: это вам скажет любой ученый. Но почему же до сих пор мы в это верим? Вот несколько причин.

Зомби-идеи делают мир понятнее

Очень удобно, когда кто-то уже поставил перед нами цели и объяснил, как жить. Проще руководствоваться готовой информацией, с какими знаками зодиака строить отношения, как воспитывать детей и т. д. Если бы этих данных не было, то нам бы пришлось самостоятельно искать ответы на вопросы, а не хочется: люди ведь - ленивые существа.

Мешает отсутствие критического мышления

Влияние на жизнь зомби-идей губительно, когда у человека нет критического мышления, когда он самостоятельно не может проанализировать те данные, о которых ему говорят. К сожалению, в эпоху цифровых технологий мы часто оказываемся не способными к анализу.

Проще адаптироваться в социуме

Большую роль играет окружение. Ну, например, когда все вокруг верят в гороскопы, то у человека просто не хватает смелости признаться в том, что для него это какая-то несерьезная игра или развлечение.

Желание снять с себя ответственность

Когда веришь в магию, в то, что что-то там предначертано свыше, то проще оправдать какие-то свои неудачи. Вместо того чтобы приступать к активным действиям, человек просто плывет по течению, полагаясь на судьбу, на волю случая.

Пропаганда

Иногда нас насильно заставляют изменить мышление, когда распространяют заведомо ложные теории, идеи, «открытия». Больше всего таких зомби-идей сейчас наблюдается в сфере медицины, здорового образа жизни.

Например, когда говорят, что нужно выпивать больше двух литров воды в день, хотя на самом деле каждый организм индивидуален и не каждый человек сможет влить в себя такой объем: ему элементарно может стать плохо.

Методы борьбы

Зомби-идеи опасны тогда, когда они оказывают сильное влияние на нашу жизнь. Самый простой метод борьбы — это опираться на достоверные факты, анализировать полученную информацию, развивать критическое мышление. Проявляйте любопытство, не ленитесь перепроверять те или иные факты, которым склонны верить. Может, нет никакого основания к ним прислушиваться и тем более им слепо следовать?

При анализе постарайтесь отбросить эмоции, чтобы составить объективную картину и оценить ситуацию. Не верьте людям, которые просто пытаются вам что-то внушить, никак не аргументируя свои слова, не приводя доводы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы подвержены влиянию зомби-идей?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.